Теснота

0
64%
Average Rating: 6.20
Total Ratings: 25 votes
Fresh: 16 Rotten: 9
Год: 
2017
Премьера: 
24/05/2017
Страна: 
Россия
Режиссер: 
Кантемир Балагов
Сценарий: 
Кантемир Балагов, Антон Яруш
Продюсер: 
Николай Янкин
Оператор: 
Артем Емельянов
Композитор: 
Андрей Никитин
Художник: 
Алексей Падерин
Монтаж: 
Кантемир Балагов
Жанр: 
Драма
Время: 
118 мин.
В главных ролях: 
Дарья Жовнер Ольга Драгунова Артем Цыпин Вениамин Кац Назир Жуков Егор Шевяков

1998 год, Нальчик. Илана — девочка-подросток из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям. Пацанка и красавица, она идет своим путем и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?

Blue Swan 2017 - Победа (1)
Лучшая молодая актриса (Дарья Жовнер)
Blue Swan 2017 - Номинация (2)
Лучший независимый дебют
Лучший русскоязычный фильм

Рейтинг фильмов 2017 года #81

Общий рейтинг фильмов #665

ГолосаПроцентыРейтинг
010
09
7 28 % 8
6 24 % 7
3 12 % 6
6 24 % 5
1 4 % 4
1 4 % 3
1 4 % 2
01

Критика фильма - отзывы, комментарии

2
4
09/10/2018 - 18:20
Можно понять столь вольную работу с камерой и обилие крупных планов, ведь даже название у фильма говорящее. Хотел увидеть тесноту - увидел, тесно по обе стороны экрана. Понять же столь безобразную работу со звуком не получается. Будто какой-то хреновый виниловый рип пластинки из шестидесятых годов. То ничего не слышно вообще, то орёт так, что хоть прячься. Учитывая, что монитор располагается на внушительном расстоянии от кровати, а смотрю я фильмы после 11, когда шуметь уже нежелательно, в какой-то момент я просто забил и несколько эпизодов слова героев додумывал сам. Повлияло ли это на восприятие? Не думаю. Чернуха есть чернуха. Если задачей Балагова было сделать кино максимально не художественное по форме, а художественное лишь по статусу - мои поздравления, всё удалось. Поклонников у режиссёра теперь куча, разговоры о потенциальном гении то тут, то там. Мне же пока суждено побыть в оппозиции. Не отрицаю наличие таланта (удачный символизм с цветовой гаммой не отметить нельзя), но для меня “Теснота” оказалась продуктом безынтересным. Особенно разочаровали отсылки к масс-медиа, что эпизод с “добрышами”, что танец на дискотеке. Это было топорно до безобразия.
3
5
10/05/2018 - 12:44
Хороший отечественный дебют, в плане режиссуры. Самое лучшее, ради чего и можно обсыпать Балагова комплиментами - свет. Вот тут я наслаждался оттенками.
Огромный и жирный минус в том, что тут сплошной драматизм. Картина им пропитана до невозможного. Противное послевкусие осталось.
4
2
27/04/2018 - 20:56
Полулюбительский фильм явно вдохновлённый "Жизнью Адель" Абдельлатифа Кешиша. То с какой маниакальностью Балагов маркирует героиню ярко-синим цветом просто не оставляет места для иных мнений. Правда, не понятно почему именно "синий", в отличии от ленты Кешиша, которая даёт сразу несколько вариантов для трактовки цвета. По-хорошему, фильму можно смело снимать 2 балла за эксплуатационную сцену с демонстрацией снафф-видео, что и сделал. Так же покорёбил откровенный анахронизм, в котором героиня танцет под песню "Ты меня не ищи". Но ведь любому человеку очевидно, что в 1998 году этой песни быть не могло и вообще такой клубный танцевальный звук станет модным только в 1999 году.
5
8
17/04/2018 - 23:05
6
8
11/02/2018 - 19:03
Таня Буланова нигде и никогда не звучала так пронзительно и в тему. Балагов имеет все шансы стать сильным режиссером, но планку он задрал огого, будет обидно, если в следующий раз будет что-то сильно слабее.
7
5
28/01/2018 - 22:36
8
7
06/01/2018 - 13:53
9
7
03/01/2018 - 10:31
Концовка потрясная, без неё всё остальное бы никуда не пришло, а она прям закруглила. Не знаю, к чему придраться. Пожалуй, ни к чему.
10
6
01/01/2018 - 22:56
Талант есть, чувство меры только подводит. А ещё Жовнер настолько хороша, что за остальных как-то неудобно.
12
5
13/12/2017 - 23:17
13
6
26/11/2017 - 21:10
14
5
14/11/2017 - 01:48
Вроде, и поставлено неплохо, и интересно местами, но настолько вторично после бесконечного количества евроарта (и не только евро) на тему "Сейчас мы покажем вам нашу милую самобытную деревеньку", что смотреть это скучно. И самобытные деревеньки все какие-то одинаковые.
16
7
07/11/2017 - 22:56
Живое кино, во многом благодаря начинающей, но талантливой режиссуре и убедительной актерской игре. Трагедия маленьких людей, которые не в силах противостоять тому, что творилось в России в 1990-е.
17
5
01/11/2017 - 21:10
Один из ключевых моментов - документалка, от нее и проще отталкиваться. Она навязывает серьезность происходящему, но, насколько же она бездарно сунута в повествование? Понятное дело, что сама по себе она снята не искусно и переделать ее нет возможности, но при этом она явно вставлена не так как в топ-фильме, не по-гроссмейстерски. В остальном подобный контраст сильно не бросался в глаза, но сути это не меняет.

Из положительных моментов только секс. Лучшая сцена ever. Подобная игра цветов и теней в данном случае смотрелась куда более выигрышно, чем любой другой эпизод картины. 14-10-2017
18
8
10/10/2017 - 13:07
19
8
07/10/2017 - 02:28
20
3
01/10/2017 - 16:46
Был бы обычный фестивальный проходняк на среднем незапоминающемся уровне, но знаменитая документальная запись в середине фильма все изменила, за нее сразу минус 1,5-2 балла.
22
5
21/09/2017 - 09:48
В истории похищения молодой пары кавказцами центральной фигурой являются не ребята или бандиты, а сестра пропавшего парня. Эта малоприятная еврейка из Нальчика не желает жить спокойно и высасывает все соки из родителей. Пока Давида отец с матерью пытаются спасти, Ила творит чёрт знает что! Впрочем, девушка — дочь своей матери, и если с отцом ей легко найти общий язык, то женщинам в семье поладить не удаётся. Дело не только в отношении, но и в конкретных поступках. По большому счёту, «Теснота» - это кино о естественности эгоизма. Тема любопытная, а вот сценарий слабоват. Кантемир Балагов не просто решил описать «случай из реальной жизни» на бумаге, но и взялся за экранизацию этой нехитрой истории. Несмотря на этнический крен и факт обучения у самого Сокурова, выглядит «Теснота» как типичный русский артхаус. Грязь на улице, попса в телевизоре, бутылка на столе и пустота в голове. Из формальных находок бросается в глаза «тесный» формат кадра и цветовые лейтмотивы. Соотношение сторон 4 к 3 позволяет заполнить картинку людьми и провоцирует на съёмку крупными планами, что теоретически повышает вовлечённость в действие и добавляет психологизма. И это, наверное, неплохо работает, а вот идея обозначить персонажей цветовыми метками откровенно раздражает. Жизнь Илы раскрашена синими цветами, с первой же сцены заметно выделяется синева кепки и термоса, затем мы видим её синюю куртку, а с появлением жёлтого брата мы понимаем, что режиссёр таким образом разговаривает с нами на языке цвета. Например, цвет девушки Давида, той самой, которую вместе с ним похитят, зелёный. Обратите на это внимание, режиссёр будет безостановочно по ходу действия обозначать таким образом принадлежность персонажей к определённому лагерю. В частности, займётся активным сочетанием и делением цветов. Пожалуй, забавнее всего смотрелась машина с тонированными стёклами: передние сиденья отданы на откуп главной героине и прозрачно-синей гамме, а мать на заднем сиденье купалась в жёлто-коричневых цветах. Разумеется, здесь важна колористическая динамика, так постановщик даёт подсказки, оттеняя образ Илы в некоторые эпизоды чужими цветами. Хочется ещё раз подчеркнуть: цвет имеет определяющее значение в каждой сцене. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но реализована идея с каким-то студенческим пылом. Слишком заметно, что «Теснота» - дебютный фильм. Впрочем, Балагову всего 26, с годами он наберётся опыта, отточит мастерство и (очень хочется на это надеяться!) разовьёт хороший вкус.
23
8
14/09/2017 - 11:57
24
8
10/08/2017 - 17:26
Очень приятно, когда нашумевшие фестивальные фильмы полностью оправдывают все ожидания. Особенно когда дело касается дебютов в полном метре. Ведь уже с первой картиной есть шанс как заявить о себе во весь голос, так и заранее зафейлить всю карьеру. Слава богу, что Кантемир Балагов пошел по первому пути. "Теснота" уже с первых кадров завораживает своей искренностью и живыми эмоциями. По интонации повествования заметно, что история и персонажи действительно волнуют автора, а не являются частью кинематографической манипуляции. "Теснота" создает эффект сопереживания и погружения в свой заброшенный уголок.

Кантемир Балагов считается учеником Александра Сокурова, поэтому у меня были опасения, что на экране я увижу неумелый копипаст авторских приемов Мастера (к тому же я не особенно люблю его творчество). Но режиссер "Тесноты" показал, что от Сокурова в фильме практически ничего нет. Возможно, ассоциативно кино напоминает картины братьев Дарденн (режиссер признается, что обожает их "Розетту") или Робера Брессона. Но слепого следования стилю этих светил у Кантемира совершенно точно нет. "Теснота" - это яркий авторский фильм со своими идеями и нарративом.

Исходя из синопсиса можно подумать, будто "Теснота" повествует о кабардино-еврейской судьбе Ромео и Джульетты, но это вовсе не так. Акценты в фильме расставлены несколько по-другому. Главным в картине все-таки являются взаимотношения Иланы со своей семьей и общиной. Балагов описывает конец 90-х в Нальчике как стык племенных и капиталистических отношений. Несмотря на общность национальности и культуры, евреи не особенно помогают (а скорее даже пытаются "нажиться") семье Иланы в связи с трагедией. Но родители Иланы по-прежнему жестко очерчивают "круг": есть "свои" и есть "чужие". И кабардинец ни при каких обстоятельствах не сможет попасть в родство этой еврейской семьи.

В ленте есть один важный и при этом довольно спорный эпизод. После сцены попойки и пения песен Тани Булановой режиссер неожиданно сворачивает в сторону предельно жесткого реализма. На экране мы видим "снафф" кадры Чеченской кампании, на которых изображены убийства русских солдат. Этот момент вызвал резкое отторжение у части критического сообщества. Как сам говорит Балагов, на показах в Канне и на "Кинотавре" некоторые зрители даже уходили с просмотра. Мне не показалось, что самоцелью постановщика является желание шокировать аудиторию. Хотя эта сцена, на мой взгляд, затянута.

Балагов трактует любовь как удушающий фактор в жизни. Она убивает иллюзию свободы и бьет наповал. Скованные "родной" цепью не в силах вырваться из этого круга. И если ты идешь против воли своих родителей - ты будешь несчастен. А если покорно последуешь за ними, наступив на горло своему "Я" - аналогично. Из данной ситуации не выкарабкаться. И ты неизбежно окажешься в узком, тесном пространстве. Даже если кругом сплошные просторы.
25
8
05/08/2017 - 21:10
Балагов, казалось бы, не придумывает ничего нового, по крайней мере пока. Родители, бунт, конфликт поколений - все это уже много раз было. Но визуально и энергетически "Теснота" производит очень редкое по силе впечатление и тем удивительнее, что фильм дебютный, да и снятый за копейки. В силу чего Нальчика мало, и он скорее типовой, чем прямо узнаваемый.

К тому же, у режиссера очень хороший вкус, который подводит только в хронометраже, не касаемо сцены со снаффом, она как раз полностью оправданная, так как выводит на конфликт национальных культур. И типажи подобраны очень удачно. Так что развиваться есть куда, и это хорошо - шанс, что не заглохнет. И финал хороший, редкий для семейных драм, но очень честный при этом. Любви-то хочется любой. Пусть даже и удушающей, все лучше, чем никакая.

Случайные фильмы

City Hall (Мэрия), 2020 City Hall (Мэрия), 2020

Фредерик Вайсман
Мартин Уолш

Divergent (Дивергент), 2014 Divergent (Дивергент), 2014

Нил Бёргер
Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Джай Кортни, Кейт Уинслет, Зои Кравиц, Майлз Теллер, Эшли Джадд, Тони Голдуин, Мэгги Кью, Рэй Стивенсон

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями