Теснота

0
65%
Average Rating: 6.26
Total Ratings: 23 votes
Fresh: 15 Rotten: 8
Год: 
2017
Премьера: 
24/05/2017
Страна: 
Россия
Режиссер: 
Кантемир Балагов
Сценарий: 
Кантемир Балагов, Антон Яруш
Продюсер: 
Николай Янкин
Оператор: 
Артем Емельянов
Композитор: 
Андрей Никитин
Художник: 
Алексей Падерин
Монтаж: 
Кантемир Балагов
Жанр: 
Драма
Время: 
118 мин.
В главных ролях: 
Дарья Жовнер Ольга Драгунова Артем Цыпин Вениамин Кац Назир Жуков Егор Шевяков

1998 год, Нальчик. Илана — девочка-подросток из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям. Пацанка и красавица, она идет своим путем и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?

Blue Swan 2017 - Победа (1)
Лучшая молодая актриса
Blue Swan 2017 - Номинация (2)
Лучший независимый дебют
Лучший русскоязычный фильм

Рейтинг фильмов 2017 года #64

Общий рейтинг фильмов #399

ГолосаПроцентыРейтинг
010
09
7 30.4 % 8
5 21.7 % 7
3 13 % 6
6 26.1 % 5
04
1 4.3 % 3
1 4.3 % 2
01

Критика фильма - отзывы, комментарии

1
5
10/05/2018 - 12:44
Хороший отечественный дебют, в плане режиссуры. Самое лучшее, ради чего и можно обсыпать Балагова комплиментами - свет. Вот тут я наслаждался оттенками.
Огромный и жирный минус в том, что тут сплошной драматизм. Картина им пропитана до невозможного. Противное послевкусие осталось.
2
2
27/04/2018 - 20:56
Полулюбительский фильм явно вдохновлённый "Жизнью Адель" Абдельлатифа Кешиша. То с какой маниакальностью Балагов маркирует героиню ярко-синим цветом просто не оставляет места для иных мнений. Правда, не понятно почему именно "синий", в отличии от ленты Кешиша, которая даёт сразу несколько вариантов для трактовки цвета. По-хорошему, фильму можно смело снимать 2 балла за эксплуатационную сцену с демонстрацией снафф-видео, что и сделал. Так же покорёбил откровенный анахронизм, в котором героиня танцет под песню "Ты меня не ищи". Но ведь любому человеку очевидно, что в 1998 году этой песни быть не могло и вообще такой клубный танцевальный звук станет модным только в 1999 году.
3
8
17/04/2018 - 23:05
4
8
11/02/2018 - 19:03
Таня Буланова нигде и никогда не звучала так пронзительно и в тему. Балагов имеет все шансы стать сильным режиссером, но планку он задрал огого, будет обидно, если в следующий раз будет что-то сильно слабее.
5
5
28/01/2018 - 22:36
6
7
06/01/2018 - 13:53
7
7
03/01/2018 - 10:31
Концовка потрясная, без неё всё остальное бы никуда не пришло, а она прям закруглила. Не знаю, к чему придраться. Пожалуй, ни к чему.
8
6
01/01/2018 - 22:56
Талант есть, чувство меры только подводит. А ещё Жовнер настолько хороша, что за остальных как-то неудобно.
10
5
13/12/2017 - 23:17
11
6
26/11/2017 - 21:10
12
5
14/11/2017 - 01:48
Вроде, и поставлено неплохо, и интересно местами, но настолько вторично после бесконечного количества евроарта (и не только евро) на тему "Сейчас мы покажем вам нашу милую самобытную деревеньку", что смотреть это скучно. И самобытные деревеньки все какие-то одинаковые.
14
7
07/11/2017 - 22:56
Живое кино, во многом благодаря начинающей, но талантливой режиссуре и убедительной актерской игре. Трагедия маленьких людей, которые не в силах противостоять тому, что творилось в России в 1990-е.
15
5
01/11/2017 - 21:10
Один из ключевых моментов - документалка, от нее и проще отталкиваться. Она навязывает серьезность происходящему, но, насколько же она бездарно сунута в повествование? Понятное дело, что сама по себе она снята не искусно и переделать ее нет возможности, но при этом она явно вставлена не так как в топ-фильме, не по-гроссмейстерски. В остальном подобный контраст сильно не бросался в глаза, но сути это не меняет.

Из положительных моментов только секс. Лучшая сцена ever. Подобная игра цветов и теней в данном случае смотрелась куда более выигрышно, чем любой другой эпизод картины. 14-10-2017
16
8
10/10/2017 - 13:07
17
8
07/10/2017 - 02:28
18
3
01/10/2017 - 16:46
Был бы обычный фестивальный проходняк на среднем незапоминающемся уровне, но знаменитая документальная запись в середине фильма все изменила, за нее сразу минус 1,5-2 балла.
20
5
21/09/2017 - 09:48
В истории похищения молодой пары кавказцами центральной фигурой являются не ребята или бандиты, а сестра пропавшего парня. Эта малоприятная еврейка из Нальчика не желает жить спокойно и высасывает все соки из родителей. Пока Давида отец с матерью пытаются спасти, Ила творит чёрт знает что! Впрочем, девушка — дочь своей матери, и если с отцом ей легко найти общий язык, то женщинам в семье поладить не удаётся. Дело не только в отношении, но и в конкретных поступках. По большому счёту, «Теснота» - это кино о естественности эгоизма. Тема любопытная, а вот сценарий слабоват. Кантемир Балагов не просто решил описать «случай из реальной жизни» на бумаге, но и взялся за экранизацию этой нехитрой истории. Несмотря на этнический крен и факт обучения у самого Сокурова, выглядит «Теснота» как типичный русский артхаус. Грязь на улице, попса в телевизоре, бутылка на столе и пустота в голове. Из формальных находок бросается в глаза «тесный» формат кадра и цветовые лейтмотивы. Соотношение сторон 4 к 3 позволяет заполнить картинку людьми и провоцирует на съёмку крупными планами, что теоретически повышает вовлечённость в действие и добавляет психологизма. И это, наверное, неплохо работает, а вот идея обозначить персонажей цветовыми метками откровенно раздражает. Жизнь Илы раскрашена синими цветами, с первой же сцены заметно выделяется синева кепки и термоса, затем мы видим её синюю куртку, а с появлением жёлтого брата мы понимаем, что режиссёр таким образом разговаривает с нами на языке цвета. Например, цвет девушки Давида, той самой, которую вместе с ним похитят, зелёный. Обратите на это внимание, режиссёр будет безостановочно по ходу действия обозначать таким образом принадлежность персонажей к определённому лагерю. В частности, займётся активным сочетанием и делением цветов. Пожалуй, забавнее всего смотрелась машина с тонированными стёклами: передние сиденья отданы на откуп главной героине и прозрачно-синей гамме, а мать на заднем сиденье купалась в жёлто-коричневых цветах. Разумеется, здесь важна колористическая динамика, так постановщик даёт подсказки, оттеняя образ Илы в некоторые эпизоды чужими цветами. Хочется ещё раз подчеркнуть: цвет имеет определяющее значение в каждой сцене. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но реализована идея с каким-то студенческим пылом. Слишком заметно, что «Теснота» - дебютный фильм. Впрочем, Балагову всего 26, с годами он наберётся опыта, отточит мастерство и (очень хочется на это надеяться!) разовьёт хороший вкус.
21
8
14/09/2017 - 11:57
22
8
10/08/2017 - 17:26
Очень приятно, когда нашумевшие фестивальные фильмы полностью оправдывают все ожидания. Особенно когда дело касается дебютов в полном метре. Ведь уже с первой картиной есть шанс как заявить о себе во весь голос, так и заранее зафейлить всю карьеру. Слава богу, что Кантемир Балагов пошел по первому пути. "Теснота" уже с первых кадров завораживает своей искренностью и живыми эмоциями. По интонации повествования заметно, что история и персонажи действительно волнуют автора, а не являются частью кинематографической манипуляции. "Теснота" создает эффект сопереживания и погружения в свой заброшенный уголок.

Кантемир Балагов считается учеником Александра Сокурова, поэтому у меня были опасения, что на экране я увижу неумелый копипаст авторских приемов Мастера (к тому же я не особенно люблю его творчество). Но режиссер "Тесноты" показал, что от Сокурова в фильме практически ничего нет. Возможно, ассоциативно кино напоминает картины братьев Дарденн (режиссер признается, что обожает их "Розетту") или Робера Брессона. Но слепого следования стилю этих светил у Кантемира совершенно точно нет. "Теснота" - это яркий авторский фильм со своими идеями и нарративом.

Исходя из синопсиса можно подумать, будто "Теснота" повествует о кабардино-еврейской судьбе Ромео и Джульетты, но это вовсе не так. Акценты в фильме расставлены несколько по-другому. Главным в картине все-таки являются взаимотношения Иланы со своей семьей и общиной. Балагов описывает конец 90-х в Нальчике как стык племенных и капиталистических отношений. Несмотря на общность национальности и культуры, евреи не особенно помогают (а скорее даже пытаются "нажиться") семье Иланы в связи с трагедией. Но родители Иланы по-прежнему жестко очерчивают "круг": есть "свои" и есть "чужие". И кабардинец ни при каких обстоятельствах не сможет попасть в родство этой еврейской семьи.

В ленте есть один важный и при этом довольно спорный эпизод. После сцены попойки и пения песен Тани Булановой режиссер неожиданно сворачивает в сторону предельно жесткого реализма. На экране мы видим "снафф" кадры Чеченской кампании, на которых изображены убийства русских солдат. Этот момент вызвал резкое отторжение у части критического сообщества. Как сам говорит Балагов, на показах в Канне и на "Кинотавре" некоторые зрители даже уходили с просмотра. Мне не показалось, что самоцелью постановщика является желание шокировать аудиторию. Хотя эта сцена, на мой взгляд, затянута.

Балагов трактует любовь как удушающий фактор в жизни. Она убивает иллюзию свободы и бьет наповал. Скованные "родной" цепью не в силах вырваться из этого круга. И если ты идешь против воли своих родителей - ты будешь несчастен. А если покорно последуешь за ними, наступив на горло своему "Я" - аналогично. Из данной ситуации не выкарабкаться. И ты неизбежно окажешься в узком, тесном пространстве. Даже если кругом сплошные просторы.
23
8
05/08/2017 - 21:10
Балагов, казалось бы, не придумывает ничего нового, по крайней мере пока. Родители, бунт, конфликт поколений - все это уже много раз было. Но визуально и энергетически "Теснота" производит очень редкое по силе впечатление и тем удивительнее, что фильм дебютный, да и снятый за копейки. В силу чего Нальчика мало, и он скорее типовой, чем прямо узнаваемый.

К тому же, у режиссера очень хороший вкус, который подводит только в хронометраже, не касаемо сцены со снаффом, она как раз полностью оправданная, так как выводит на конфликт национальных культур. И типажи подобраны очень удачно. Так что развиваться есть куда, и это хорошо - шанс, что не заглохнет. И финал хороший, редкий для семейных драм, но очень честный при этом. Любви-то хочется любой. Пусть даже и удушающей, все лучше, чем никакая.

Случайные фильмы

Goksung (Вопль), 2016 Goksung (Вопль), 2016

На Хон-джин
Квак То-вон, Хван Джон-мин, Дзюн Кунимура, Чхон У-хи, Ким Хван-хи, Чан Со-ён, Чо Хан-чхоль, Чхве Гви-хва, Ли Чхан-хун, Ю Сун-ун

I Am Bolt (Я – Болт), 2016 I Am Bolt (Я – Болт), 2016

Бенжамин Тернер, Гейб Тернер
Усэйн Болт, Пеле, Неймар, Серена Уильямс, Asafa Powell, Себастьян Коу, Зигги Марли, Нас, Chronixx, Йохан Блейк

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями