Saul fia

Сын Саула

Saul fia, Сын Саула
0
74%
Average Rating: 6.48
Total Ratings: 27 votes
Fresh: 20 Rotten: 7
Год: 
2015
Премьера: 
15/05/2015
Страна: 
Венгрия
Режиссер: 
Ласло Немеш
Сценарий: 
Ласло Немеш, Клара Ройер
Продюсер: 
Габор Райна, Габор Шипош, Кристина Пинтер
Оператор: 
Матьяш Эрдей
Композитор: 
Ласло Мелиш
Художник: 
Ласло Райк, Хедвиг Кирали, Эдит Сюч
Монтаж: 
Маттьё Тапонье
Жанр: 
Триллер
Драма
Время: 
107 мин.
В главных ролях: 
Геза Рёриг, Левенте Молнар, Урс Рехн, Тодд Шармон, Ежи Валцак, Gergö Farkas, Balázs Farkas, Шандор Жотер, Марцин Чарнецки, Левенте Орбан

Аушвиц, 1944 год. Саул Аусландер - еврейский пленный и член зондеркоманды. Его работа - сопровождать в недолгий путь узников, которые прибывают в лагерь беспрестанно. Потом - зачищать следы их присутствия и ждать новых. Среди тысяч людей, проходящих через газовую камеру, один выживает на считанные минуты. Саул узнает в нем своего сына и решает во что бы то ни стало похоронить тело по всем правилам. Теперь это его единственная цель в расплавленном, так непохожем на жизнь пекле лагеря смерти. Уберечь тело от топки, спрятать его, разыскать раввина, - задачи практически невыполнимые и сумасшедшие на фоне мясорубки, жернова которой Саулу приходится крутить самому, чтобы выжить. В лагере зреет восстание, Саул становится слишком уязвимым, но он думает исключительно о сыне… которого, возможно, у него никогда не было.

Blue Swan 2015 - Победа (1)
Лучший независимый дебют
Blue Swan 2015 - Номинация (2)
Лучший актер
Лучший монтаж
Канны 2015 - Победа (1)
Гран-при жюри

Рейтинг фильмов 2015 года #48

Общий рейтинг фильмов #304

ГолосаПроцентыРейтинг
010
09
4 14.8 % 8
13 48.1 % 7
3 11.1 % 6
6 22.2 % 5
1 3.7 % 4
03
02
01

Критика фильма - отзывы, комментарии

1
7
16/12/2018 - 17:25
2
7
07/08/2018 - 06:54
5
8
10/10/2016 - 12:07
Вторая мировая война, концлагерь. Один из пленных евреев работает функционером нацистов и в какой-то момент сходит с ума, приняв труп ребёнка за своего несуществующего сына.

Дебютный фильм венгерского режиссера Ласло Немеша, ученика классика Белы Тарра, продолжает традиции классического венгерского кино, но в большей степени картина получилось похожей на работы другого венгерского классика Миклоша Янчо, хотя она ни в коем случае не является продолжением его стилистики, а показывает свой новый подход к кино, где смешивается стилистика художественного и документального, к чему зачастую стремится искусство кино. Подобно ангелу-хранителю зритель весь фильм следует по пятам за главным героем (потрясающая роль Гёзы Рёрига), только сделать ничего не может.

Фильм стал одним из главных событий года, получил Гран-при Каннского фестиваля и Оскар за лучший неанглоязычный фильм. Напомню, что это дебют режиссера.
6
8
05/10/2016 - 21:32
7
8
06/06/2016 - 12:20
Рип с blu-ray, появившийся в сети за неделю до выхода «Сына Саула» в российском прокате, имел символичное разрешение: 1488х1080. Столь удачное соотношение сторон для фильма о холокосте объясняется не только занимательной нумерологией, но и творческим приёмом. Большую часть времени камера подобно ангелу-хранителю плывёт за членом зондеркоманды, Саулом Аусландером. Она фокусируется на еврее-душегубе, отводя ужасам геноцида и окружающей реальности роль фона. Отказ от широкого формата позволяет занять значительную часть кадра лицом или спиной главного героя. Эта техническая находка удачно стыкуется с внутренним балансом картины: «Сын Саула» демонстрирует самые страшные стороны войны через трагедию одного человека.

Венгерская фантазия на тему «Иди и смотри» разворачивается в 1944-м году в Аушвице. Саул – привилегированный заключённый, сотрудничающий с администрацией концлагеря. Он должен встречать новоприбывших евреев, подбадривая дежурными фразами об остывающем супе, чтобы затем сопроводить их прямиком в газовую камеру «для дезинфекции». В его должностные обязанности входит и последующая обработка помещения, а так же сжигание тел убитых сородичей. Сам факт существования зондеркоманд объяснялся стремительным выходом из строя психики немцев-эсэсовцев, осуществляющих процедуры такого рода. Саул к началу фильма не просто человек с покалеченной психикой, это уже живой труп. Он просто ещё один мертвяк из массовки зомби-хоррора, которого связывает с реальностью ровно один мотивационный акт: и это не желание поедать свежий человеческий мозг, а иррациональная потребность похоронить убитого «Циклоном Б» мальчика, в котором Саул узнаёт своего сына. В действиях этого потерянного человека даже благое дело приобретает искажённую и пугающую форму.

Немеш вступает в спор с Эпикуром, утверждающим: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Лагерная жизнь иссушает личность главного героя, доводит её до нуля. Это кино не о смерти мёртвых, а о метафорической смерти и метафорическом воскрешении. Сознание Саула становится пространством между бытием и небытием. Интересно и то, что возврат главного героя к жизни (хотя бы на уровне рефлексов) вызван чужой смертью. Высшей точки ощущения жизни Саул достигает к моменту собственной кончины: в финале смысл своего существования замещается в нём фантазией на тему воскрешения сына. Разумно предположить, что ребёнка у Саула нет и никогда не было. Однако, в случайном мальчике несчастный еврей находит нечто такое, что связывает его с этим миром. Эта связь через иллюзию наследования превышает значимость личной смерти.

Дебютный фильм тридцатидевятилетнего венгра был в 2015-м году локомотивом фестивального кино: его отметили в Каннах, хвалили на страницах самых авторитетных периодических изданий, в итоге даже вручили Оскар за лучший фильм на иностранном языке. «Сын Саула» сочетает в себе лучшие стороны этического и эстетского кинематографа. Пожалуй, следование этому тренду и безусловное мастерство могут позволить Немешу в ближайшие годы стать одной из центральных фигур серьёзного европейского экранного искусства.
10
5
03/05/2016 - 15:52
Давно посмотрела, оценила на 5,5, не знала, что ставить на Апартах.
Пару слов: фокусировка камеры на спине Саула дает возможность не показывать, не смаковать, а вроде как обозначить груды тел, что для конц-лагерной темы можно считать решением. Русский конечно хуже немцев оказался - а как же, мало русских, видать, уничтожили в немецких лагерях.
11
4
03/05/2016 - 13:42
Ужасная операторская работа. Как будто кто-то обезумел и скрестил два и без того плохих фильма: "Выжившего" Иньярриту с "В субботу" Миндадзе. Но это самая настоящая фестивальная конъюнктура.

И почему Саул? Ну ведь отчётливо слышно, что героя зовут Шаул.
12
7
30/04/2016 - 20:07
Просмотр дебютной кинокартины венгерского режиссера Ласло Немеша, соотечественника и близкого соратника признанного мастера Белы Тарра, невероятный и ужасающий опыт, по восприятию сравнимый со знаменитым военным эпосом Элема Климова. Буквально с первых кадров лента погружает в мрачную атмосферу зверства и безумия. Режиссер умело оперирует арсеналом кинематографических приемов, которым могли бы позавидовать куда более именитые его коллеги, прежде всего в плане работы со зрительским восприятием. Филигранная, производящая документальное впечатление операторская работа, подчеркнуто оставляет в расфокусе то, что творится вокруг главного героя. И действует это круче увиденного, потому что происходящее зритель должен додумать в своем воображении сам. Так же и финальная сцена, когда о происходящем за кадром, зритель должен догадаться по звуковой дорожке. Подобные приемы можно встретить, в том числе, в работах Ларисы Шепитько и Сергея Лозницы.
13
7
29/04/2016 - 23:23
Вступительная сцена - в анналы мизансцен, как когда-то записали знаменитую сцену из «Печати зла». Ласло Немеш не просто с первых кадров берет и показывает картинку новаторским методом, так еще и продолжает снимать в данном стиле на протяжении всего фильма. Главный герой в лице Геза Рерига вместе с Немешом и другими при этом не дают ни капельки усомниться в перфомансе работы связки режиссер – оператор – актер. Вся работа была под стать. Единственное что, так это не хватило мощи навязать некоего противостояния и «высокого искусства». Финальный аккорд в виде улыбающегося Рерига – это, конечно, прекрасный режиссерский ход для завершения фильма, но в целом была показана просто отдельно взятая история без каких-либо «эталонных импульсов». Такие истории могут быть хороши, но, как правило, не достойны многого. 17-04-2016
14
6
22/04/2016 - 10:00
15
7
21/04/2016 - 16:21
Нашумевший в пошлом году на фестивалях фильм очень долго ожидался в качестве синефилами всей планеты. Вот, только появились русские сабы – я сразу побежал смотреть. И, хочу вам признаться, фильмы типа “Лобстера” больше выводят меня из зоны комфорта, чем голые кошмары о холокосте. Фильм не спекулирует известной темой, а скорее наоборот, является тонким противопоставлением тому, что снимали раньше. О том, что вообще происходит, догадаться непросто, если не читал описания. Зачастую главные моменты фильма происходят на втором плане в буквальном смысле. На первом – всегда герой Гезы Рёрига (хорошая роль) и оператор, творящий чудеса. А вот на фоне – все ужасы. Можно провести определённые параллели с “Иди и смотри” – мне оба понравились, но не сильно. Основная проблема “Саула” – неуспевающий за формой сюжет. К первой – 0 претензий, а вот в скрипте есть кочки. Не прям Голливуд, но близко к тому. Уверен, что некоторые моменты можно было обыграть тоньше. В общем, ожидал большего.
16
7
21/04/2016 - 09:20
Камера, намертво примотанная к главному герою, нехило погружает в события. И все же кажется, что оператор мог из этого приема выжать больше. Но постановка очень достойная, тут не отнять.
А вот ГГ - наглухо сумасшедший, сопереживать ему непросто.
17
7
18/04/2016 - 10:55
Один из лучших режиссерских дебютов 2010-х. Камера, всегда находящаяся вблизи главного героя, все эти звуки и крики концлагеря на заднем плане делают весьма яркий эффект присутствия. Повествование порой проседает в течение первого часа, но финал отличный. Серьезная заявка от Ласло Немеша на статус будущего классика европейского кинематографа.
18
5
16/04/2016 - 21:21
Мог бы нищий скакать, да коня не сыскать... Тема не того подъёма, чтобы снова показывать голую эстетику.

Вообще про Холокост последние лет N либо драматургия слёзная зашкаливает, либо холодное зрелище, что мы видим у Немеша. Какой здесь, простите, сюжет? Поменяйте его на другой, ничего не произойдёт. Развития нет.

И нужно ли... Как документалистика всё сказано "Шоа", а уровень притчи (так мне кажется необходимый Холокосту) - это к Шлёндорфу или Малю.
19
7
16/04/2016 - 20:33
20
5
16/04/2016 - 18:47
21
8
15/04/2016 - 02:25
22
7
14/04/2016 - 12:36
Фильм оставляет двоякое впечатление. Если рассматривать как режиссёрский дебютник, то очень неплохо, натуралистично, захватывающе и качественно с точки зрения постановки, концепта, актёрки, психологизма, атмосферы и стилистики воплощена и раскрыта история. Очень перспективный венгр которого не хочется критиковать за периодическую урывчистость переходов в повествовании, частую утрату динамики и отсутствие логики в действиях в угоду и из желания, стремления поманипулировать и сыграть на зрительских эмоция, ибо всё должно прийти с опытом.

Но если оценивать в сравнении с тем, что на данную тематику уже было снято, то ни чем особо не удивляет этот "смешанный коктейль" из "Списка Шиндлера" и "Пятой печати" и воспринимается в целом вторично и не ново.
23
5
09/04/2016 - 15:27
Все это уже видел и не один раз.
24
5
07/04/2016 - 02:48
Вот та "субъективная камера" из Кичиновской рецензии заколебала уже на сороковой минуте. Хотели полное погружение? Ну так научитесь сначала делать нормально, а не в стиле "Ведьмы из Блэр" и "Кловерфилда". Тыкание камерой в затылок ГГ и дурацкие ракурсы сильно испортили впечатление.
Но это все же лучше, чем я ожидал. Не бестолковая агитка, а вполне интересная история, только реализация очень сильно хромает. Видно, что сцена на реке (первая) и ночной расстрел вставлены скорее для определенной зрительской реакции, а не для развития сюжета. Не удалось режиссеру меня заинтересовать и погрузить в фильм, не тронуло. Даже у последнего Андерссона эпизод с "газовой камерой" получился сильнее. Я конечно понимаю, что это дебют и все такое, но Гран-при Канн и болван сильно повышают планку.
25
6
04/04/2016 - 21:12
Верх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо издевательство какое-то. С одной стороны, сделано все профессионально, и первые двадцать минут действительно очень крутые. То есть, из режа может выйти толк, когда он сможет придумать что-то более свежее, чем тыканье камерой в затылок.
С другой - русские со звездой на пилотках (я понимаю, это конец войны, но отпороли бы для приличия, коли не камикадзе), главгерой, буквально напрашивающийся на премию Дарвина (в какой-то момент даже хотелось, чтобы его уже наконец прибили свои же, а то гемор один), сваленные в кучу несколько сюжетных линий, крутых по раздельности, и финал, которого лучше бы не было. Или лучше бы был какой-нить другой.
26
7
04/04/2016 - 20:59
Лет через десять Немеш будет иконой современного авторского европейского кино, уже сейчас виден высокий стиль и почерк. Движение камеры не отпускающая главного героя сродни эффекту присутствия, к примеру движения у Дарденнов - это ад для моих глаз, в этом же фильме всё очень синхронно, словно камера одушевлённый персонаж следующая за главным героем, ангиологии и метафоры всплывают сами собой. Ну собственно главное, что бросается в глаза поразительное сходство с "Иди и смотри",ну ещё немного отдаёт влиянием венгра Золтана Фабри с его,пропитанной аллегориями и метафорическими смыслами, "Пятой печатью".
27
7
04/04/2016 - 01:48
Подход Ласло Немеша к постановке своего дебютного фильма можно назвать весьма нетривиальным. Акцентируя полное внимание на личных мотивах главного героя, режиссёр делает трагические события, происходящие в Освенциме, лишь фоном. Портретное соотношение сторон и грамотная операторская работа, где любое шевеление Саула сопровождается движением камеры, позволяют на экспрессивном уровне нащупать те психологические аспекты, с которыми сталкивается главный герой, желая выполнить практически нереальное - найти раввина, чтобы тот помог ему похоронить своего "сына" по еврейским обычаям. У постановщика получилось избавить свою картину от ненужного мелодраматизма. Основной вопрос, который ставит перед собой Ласло Немеш - это, на мой взгляд, безумная одержимость идеей и то, каким образом она возникает практически из ничего. Пожалуй, желание сравнить "Сына Саула" по качеству с "Иди и смотри" немного "жирноватое", но я никак не удивлюсь, если через пару-тройку лет именно венгр будет фигурировать в качестве одного из главных режиссёров современности.

Случайные фильмы

Dolphin Tale 2 (История дельфина 2), 2014 Dolphin Tale 2 (История дельфина 2), 2014

Чарльз Мартин Смит
Морган Фриман, Эшли Джадд, Гарри Конник мл., Крис Кристофферсон, Нэйтан Гэмбл, Джулия Винтер, Кози Цуельсдорфф, Остин Стоуэлл, Джулиана Харкви, Остин Хигсмит

С 8 марта, мужчины!, 2014 С 8 марта, мужчины!, 2014

Артем Аксененко
Мария Берсенева, Максим Виторган, Светлана Иванова, Михаил Башкатов, Вера Алентова, Константин Лавиш, Ксения Бородина, Владислав Лисовец, Стивен Нельсон, Алексей Климушкин

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями