Kis uykusu

Зимняя спячка

Kis uykusu
0
96%
Average Rating: 7.23
Total Ratings: 22 votes
Fresh: 21 Rotten: 1
Год: 
2014
Премьера: 
16/05/2014
Страна: 
Турция
Режиссер: 
Нури Бильге Джейлан
Сценарий: 
Эбру Сейлан, Нури Бильге Джейлан
Продюсер: 
Зейнеп Озбатур, Реми Бура, Мустафа Док, ...
Оператор: 
Гёкхан Тирьяки
Композитор: 
-
Художник: 
Гамзе Кас
Монтаж: 
Нури Бильге Джейлан, Бора Гёксингёль
Жанр: 
Драма
Время: 
196 мин.
В главных ролях: 
Халук Бильгинер, Мелиса Сёзен, Демет Акбаг, Ayberk Pekcan

Ушедший на пенсию актер Айдин вместе с молодой женой Нихаль содержит небольшой отель в Центральной Анатолии. Супруги отдалились друг от друга, а сестра Айдина Некла все еще страдает после развода. Зимой, когда степь покрывается снегом, отель становится их единственным убежищем и декорацией, в которой разыгрываются сцены их мучений.

Blue Swan 2014 - Номинация (3)
Лучший фильм
Лучший адаптированный сценарий
Лучший актерский ансамбль
Канны 2014 - Победа (1)
Золотая пальмовая ветвь

Рейтинг фильмов 2014 года #4

Общий рейтинг фильмов #22

ГолосаПроцентыРейтинг
010
09
9 40.9 % 8
10 45.5 % 7
2 9.1 % 6
1 4.5 % 5
04
03
02
01

Критика фильма - отзывы, комментарии

1
6
04/03/2016 - 16:53
2
7
05/02/2016 - 01:31
3
7
02/01/2016 - 15:32
Победитель Каннского кинофестиваля 2014. Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан уже не раз получал призы на престижнейшем европейском смотре и, как это часто бывает, получил свой главный приз не за лучшую работу.

Джейлан - талант планетарного масштаба, что он доказал в очередной раз и здесь, взяв за основу очень сложный для показа на экране чеховский материал и переложив его на современную Турцию. Чисто визуально и технически фильм сделан бесподобно, даже сама драматургия очень сильная, но в какой-то момент, как мне кажется, режиссер всё же слишком заигрывался в то, что умеет играть великолепно.

Словосочетания "великолепно играть" стоит отнести и к очередной партии неизвестных ранее турецких актеров, который раскрыл Джейлан.
4
8
28/10/2015 - 00:26
6
7
09/06/2015 - 14:53
Филигранный фильм прекрасного турецкого режиссера. Прекрасный визуал, хорошая актерка, стройные неглупые диалоги. Местами фильм немного провисает, оставляя впечатление затянутости, но я понимаю, зачем это было нужно Джейлану.
7
7
22/03/2015 - 15:43
Нури Бильге Джейлан на пике свой карьеры и заслуженно получает Пальмовую ветвь. Большое кино, основанное на сюжетах и образах из русской классической литературы, с прекрасным визуалом. Один лишь минус - Джейлан очень любит копаться в рутинной семейной жизни и делает это не очень увлекательно.
8
6
22/03/2015 - 01:17
Хороший Джейлан, чего уж там. Последние его две работы четко уходят в хорошую операторскую работу. А тут еще и хронометраж решает! Более 3 часов и не так уж много сцен. На такое решался только Бела Тарр. Но у него в плане режиссуры все-таки гораздо интересней выходит. Джейлан как забился где-то между Одзу и еще чем-то, так и не выйдет из этого образа. Опять железная дорога, какая уже была в чисто Одзувском "Три обезьяны"...

Стоит отметить отличную операторскую работу. Да даже режиссура блещет в ряде сцен. Хоть прямо в рамочку ставь некоторые эпизоды, но всего этого мало. Очень мало по отношению к длительности фильма. Очень много говорят, но говорят по сути ни о чем. Смысл есть, но он слишком растянут. Конфликтов так и не происходит, или их ничтожно мало. Да, начальный бросок камнем в стекло как-то интригует, но вялотекучести это не убавляет. Смотря все на это целиком, конечно, понимаешь, что все по делу, но конфликта явно не хватает.

Из плюсов хотел бы отметить, что за 3 с небольшим часа успеваешь сроднится с героями и привыкнуть к ним. Как в длинном сериале или книжке, которая имеет много много страниц и ее надо читать не один день. Неспешно, но оседая в памяти, кино движется.. Последний раз подобный эффект помню только при просмотре дилогии Вайды о человеке.
9
5
20/03/2015 - 09:55
Автор честен с названием. Уснула.
10
7
16/03/2015 - 21:59
Всё-таки "Анатолия" как-то ближе и живее. Всё равно Джейлан мне нравится. Как всегда долго втягивает, но в итоге погружает в атмосферу, которой хочется сопереживать. Как будто окунаешься в русскую классику в образе XXI века.
11
8
13/03/2015 - 00:50
12
8
11/03/2015 - 00:37
13
8
05/03/2015 - 20:56
14
7
28/02/2015 - 20:16
15
7
28/02/2015 - 09:21
Хороший фильм. Отличная операторка, хорошая постановка, отличный актерский ансабль, но есть одной большой минус - это все безбожно затянуто, и будь на то моя воля я бы сократил фильм как минимум на час.
16
8
22/02/2015 - 20:00
17
7
08/02/2015 - 20:58
Хороший фильм, правда с одной оговоркой, очень много плёнки в пустую.
18
7
09/01/2015 - 22:11
Не могу присоединится к всеобщим восторгам по поводу этой картины. Да, фильм прекрасный визуально и с мощным актерским составом, но также и безбожно затянут. Затянутость эта возникает вследствие несовершенства сценария, в который автор хотел органично вплести и Чехова, и Толстого, и других литературных классиков, включительно с Шекспиром. Попытки эти местами (эпизод элегантной ссоры с сестрой - лучший в фильме) удачны, местами - не совсем. Каннский любимчик, очевидно, пытается предложить зрителю что-то новое (возможно пытается снять ярлык последователя Антониони), поэтому пускается в нетипичное для себя многословие. Но лично мне молчание и паузы "Однажды в Анатолии" и "Времен года" кажутся гораздо убедительнее околофилософского и семейного трепа "Зимней спячки" в духе Аллена, только без тени иронии. На территории позднего Тарковского и семейных интерьеров Бергмана, которые незримо присутствуют в ленте, турок чувствует себя не совсем уверенно и, несмотря на умение, иногда забывает про важнейшее чувство меры. Из-за этого финал картины дарит не столько желанный катарсис, сколько облегчение, ведь продираться сквозь внушительный хронометраж было довольно сложно.

з.ы. Интересно, что мало кто проводит параллели с другим турецким победителем Канн - фильмом "Дорога" Шерифа Гёрена и Йылмаза Гюнея, в котором тоже поднималась проблема турецкой семьи, а мотив суровой зимы был ключевым в развязке.
20
8
28/09/2014 - 18:03
До покупки билета в кинотеатр мне хотелось пошутить над названием фильма, намекнув на то, как тонко оно описывает состояние зрителя, измученного большим хронометражем и нескончаемыми беседами. Как глубоко я заблуждался! Трёхчасовой сеанс эстетико-интеллектуальной терапии подошёл к концу быстрее, чем можно было ожидать. Мир по ту сторону экрана оказался таким близким и понятным, что с трудом верится в его турецкое происхождение. Нури Бильге Джейлан создал универсальное произведение искусства, базирующееся на высших достижениях советского кино и русской литературы. Опираясь на наследие Чехова, Толстого, Достоевского, позднее творчество Тарковского, режиссёр добился редкой глубины, не растеряв при этом кинематографической привлекательности.

События «Зимней спячки» разворачиваются в турецкой глубинке, где бывший театральный актёр Айдын (Халук Бильгинер) содержит небольшой отель. Компанию ему составляют две женщины: жена (Мелиса Сёзен) и сестра (Демет Акбаг). Нихаль значительно младше своего избранника. Финансовое благополучие позволяет девушке не тратить время на работу, а заниматься тем, что ей кажется по-настоящему важным. Её увлечение благотворительностью станет причиной для семейного конфликта, в котором перед зрителем раскроется характер взаимоотношений Нихаль с мужем. Неджла, в свою очередь, кажется, не очень довольна унылой провинциальной жизнью в доме брата. И это тоже хороший повод для длительных диалогов: несколько неловко брошенных фраз и брат с сестрой уже упражняются в словесном фехтовании. Задеть человека, да так, чтобы остаться при этом в рамках приличий, это ведь целая наука, в которой они оба весьма преуспели. Режиссёр, мастерски переплетая несколько тем, в качестве основного связующего звена использует эпизод с мальчиком, кинувшим камень в машину Айдына. Оказывается, что паренька, совершенно не похожего на хулигана, тяготила обида за отца. Исмаил (Неджат Ишлер) задолжал Айдыну плату за аренду дома, но бывший трагик не склонен слишком часто контактировать с арендаторами, перекладывая ответственность на помощника. Ему больше нравится писать еженедельные колонки в местную газету, затевать философские беседы с кем-то из родственников или приятелей и искать материал для книги о турецком театре. Он и не подозревал о том, что визит приставов, конфисковавших у отца мстительного мальчика телевизор и холодильник, закончился дракой. Гордость и буйный нрав Исмаила, принимающего посещение хозяина дома за новую попытку унижения, становятся причиной очередного скандала, который, однако, пытается сгладить Хамди (Серхат Кылыч), его родной брат. Хамди – имам. Человек сложный, интересный и неприятный. Он хочет казаться дружелюбным, но за его заискивающей улыбкой, не сползающей с лица, временами проскальзывает раздражение. Полная противоположность прямолинейного Исмаила. Впрочем, главному герою они оба не нравятся, хотя этого он старается не показывать.

Конечно, личности Айдына стоит уделить особое внимание. Он человек культурный, образованный, здравомыслящий и старающийся быть тактичным. «Ислам - религия цивилизации и высокой культуры», - пишет Айдын в своей статье, но делает это не из-за своей религиозности, а с целью обличить «лукавство, убожество и неопределённость» имама. И это его понятным образом характеризует. В нашем герое сочетается склонность к гуманизму и неумело скрываемая мизантропия. Айдын совершенно искренне хочет соответствовать своим представлениям о хороших людях. Однако даже его готовность идти на компромиссы исходит от ума, а не от сердца. В раздражённом состоянии он не стесняется свысока припечатать неучтивую сестру, что должно бы по его собственному разумению походить на братский искренний совет, но является на деле лишь мелочной местью. Поскандалив с женой, Айдын тут же готов состряпать вполне удобоваримую логическую конструкцию, объясняющую его не самые справедливые упрёки – чем бы вы думали? – желанием помочь! За его разумным предложением обсудить ситуацию кроется не жажда примирения, а желание подробно описать свою позицию, которая, на первый взгляд, лишена серьёзных слабых сторон. Это не беседа. Он поучает жену! Неужели так важно быть правым? Может, стоило бы в критический момент просто молча обнять Нихаль, не накаляя ситуацию? Отношения – не шахматная партия, тут не необязательно побеждать, лучше сотрудничать. Гроссмейстерские ловкие ходы, цель которых – выставить себя в лучшем свете, в семейной жизни не так уместны, как способность к пониманию любимого человека, как тонкая чувствительность к его внутреннему состоянию. «Ты образованный, честный, беспристрастный, но иногда используешь эти качества, чтобы давить и унижать, ты ненавидишь людей…» - говорит Нихаль мужу. Конечно, она права, и Айдын это понимает: ему хочется стать лучше, но даже обычное доброе дело, совершённое философствующим турком, выглядит почему-то картинной попыткой откупа от совести. Найдёт ли главный герой в себе силы измениться, измениться в угоду семейному благополучию – это, строго говоря, главная интрига фильма Джейлана.

Прекрасно, что у такого кино есть свой зритель. Этому немало поспособствовала высшая награда Каннского кинофестиваля, которой и была удостоена «Зимняя спячка». Из эстета и стилиста, снимающего, прежде всего, красивые фильмы, турок вырос в настоящего Автора. Психологический реализм Джейлана фактически делает из его работы путеводитель по отношениям. И это прекрасно! Помните хор бабушек из вступления к «Астеническому синдрому» Киры Муратовой? «В детстве, в ранней юности я думала, что стоит только всем людям прочесть Льва Николаевича Толстого, и все-все всё поймут. И станут добрыми и умными». Своё детство я оставил позади, но до сих пор верю в то, что сила искусства способна изменить мир к лучшему. Не стоит ожидать от кино или литературы каких-то простых готовых рецептов, способных в одночасье преобразить человека, прильнувшего к томику Фёдора Михайловича или зашедшего случайно на сеанс «Зимней спячки». Как и главного героя фильма Джейлана интересуют общечеловеческие ценности. Да, они не новы. Да, об этом уже много всего было написано, много всего было снято. И всё же, мне кажется, что если и существуют вечно актуальные темы, то они касаются как раз вопросов морали, нравственности и человеческих взаимоотношений.
21
8
11/09/2014 - 10:24
В принципе, норм, но хронометраж 3.30 можно было бы и сократить на часик. Операторку, ансамбль и чела, которому давали женские тапочки (если не будет сильной конкуренции), включу к себе в конце года. Актерский ансамбль - это, наверное, лучшее, что здесь есть, причем именно в плане совместной работы, не выделяя кого-то отдельно. Да и вообще, это был бы хороший спектакль.
Апд. Да, возможно, линия с женой слишком уж похожа на "Времена года" (и поэтому восьмерка изначально придерживалась), но то, что Джейлан вырос как рассказчик и режиссер, отменить нельзя. Так что повышаю.
22
8
10/09/2014 - 23:31
По-моему Нури Бильге Джейлан в творчестве эволюционировал от шикарного "визионера" нулевых к классному "драматургу" в двух последних творениях. При этом потрясающую операторскую работу он словно "взял с собой" и сохранил в лучшем виде. Однако, фотограф Джейлан перестал заниматься самолюбованием и выстраиванием кадра ради кадра (этим, к примеру, особенно грешат "Три обезьяны"). При этом турок мне нравится в обоих своих формах: я ценю и уникальный визуал, и глубокую драматургию. И люблю обе ипостаси Джейлана.

"Зимняя спячка" (Kis uykusu) - это самый житейский, простой фильм Джейлана. Не надо быть великим критиком, чтобы понимать происходящее на экране. Нури Бильге полностью действие отдает на откуп своим героям, расписывая на три часа расчудесные диалоги. И хотя большинство конфликтов внутри посвящено порокам обитателей дома, находится место у турка и "высокому": аллюзиям к Шекспиру с Достоевским. Ну а "чеховские мотивы" и вовсе звучат здесь лейтмотивом всей картины. Джейлан один из тех режиссеров, кто искренне любит русскую классику. И включает наследие Чехова в свое кино вовсе не ради пиара, а по чистой и безответной любви.

Хронометраж у "Зимней спячки" гигантский, поэтому злопыхатели начали уже в Каннах всячески иронизировать по этому поводу (название и само подкидывает дровишки). Однако, уверяю вас, кино смотрится очень легко. Я удивился тому, как быстро прошли эти три часа. Любопытно, что стремление к "большой форме" проявилось в последнее время даже в блокбастерах: сейчас трудно найти крупнобюджетный мейнстрим, который бы шел менее двух с половиной часов. И это происходит в фильмах про различных "капитанов" и "железных человеков", где диспозиция изначальна ясна, а финал угадывается с трех нот. Что тогда ругать Джейлана, которому действительно есть что сказать нам?

P.S. После "Зимней спячке" остается прекрасное послевкусие. Об этом кино хочется размышлять. Им хочется наслаждаться. Смотрите обладателя Каннской пальмовой ветки на большом экране, пока есть такая возможность.

Случайные фильмы

Тренер, 2018 Тренер, 2018

Данила Козловский
Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева, Виктор Вержбицкий, Мария Лобанова, Павел Ворожцов, Игорь Гордин, Александр Ильин мл.

Venuto al mondo (Рожденный дважды), 2012 Venuto al mondo (Рожденный дважды), 2012

Серджо Кастеллитто
Пенелопа Крус, Эмиль Хирш ,Аднан Хаскович, Саадет Аксой, Пьетро Кастеллитто, Джейн Биркин, Люка Де Филиппо, Мира Фурлан, Йован Дивьяк, Виничио Маркиони

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями