Отзыв на фильм Джокер (Joker) - iow

Отзыв на фильм Джокер (Joker) от iow
7/10

Пересказывать сюжет фильма, который практически все уже успели посмотреть, конечно, дело неблагодарное, но, с другой стороны, этот факт освобождает от ответственности при упоминании некоторых любопытных поворотов в сценарии. Если вы боитесь спойлеров, то к этому тексту лучше вернуться после похода в кинотеатр. Вам ведь тоже нравится формат, в котором аналитика перехватывает инициативу у художественной обработки синопсиса? Для тех, кто провёл последние десятилетия в бункере, спасаясь от угрозы ядерной войны, хочу пояснить, что Джокер известен, прежде всего, как заклятый враг Бэтмена. Несмотря на яркую харизму, этот персонаж практически никогда не был по-настоящему самостоятельной величиной, вне контекста сложных взаимоотношений со знаменитым супергероем его будто бы и не существовало. Во всяком случае, в рамках широкого экрана. Наконец-таки пришло время взглянуть на обратную сторону монеты. Тодд Филлипс неожиданным образом переворачивает игру, тем самым разрушая канон. Его герой, что абсолютно прекрасно, отнюдь не Джокер как таковой, а некий неудачливый комик Артур Флек. Какая между этими персонажами разница? Об этом и поговорим!

Бедняга Артур, забитый и явно нездоровый маленький человек, будто бы сошедший на экран со страниц романов Достоевского, мечтает стать комиком, но сцена — не его призвание. Сама идея, будто бы подобный типаж может кого-то рассмешить кажется абсурдной и дикой. Он как губка впитал всю боль мира, но удержать её в себе неспособен, его лицо — карта страданий. Хуже того, Артура психически истощает жутковатый недуг: при попадании в волнительную ситуацию он начинает неестественно хохотать, хотя весь его внешний облик и внутреннее состояние говорят скорее об отчаянии и страхе. Как и всякий лузер, Флек притягивает к себе внимание людей, жаждущих удовлетворить свои садистские наклонности за счёт самых слабых, за счёт тех, кто не может дать сдачи. Один из таких унизительных эпизодов раскрывает в Артуре самые тёмные стороны его натуры, он в процессе самообороны убивает трёх богатеньких ублюдков, решивших поколотить беззащитного клоуна. Парадокс заключается в том, что этот поступок превращает жалкого неудачника в народного мстителя. Такова природа толпы, ведь простым людям нравятся плохие парни, верно? Или, быть может, восстание масс объясняется обострённым чувством социальной справедливости? Тонкий момент, способный породить отдельную дискуссию.

Однако, возвращаясь к личности Артура, обратим внимание на то, что именно вытесняется образом Джокера. Весь нарратив выстроен так, чтобы вбить в голову зрителю идею психической нестабильности главного героя. Артур выступает в роли ненадёжного рассказчика, то есть далеко не всё на экране стоит принимать за события, происходящие в действительности. В главном герое внутренний Джокер просыпается постепенно, он обретает силу, выступая в роли защитной реакция организма на правду реального мира. Можно вообразить себя героем-любовником, но не давать при этом волю фантазии. Пусть это будет не красотка с обложки журнала, а чёрная разведёнка с ребёнком. Начинать нужно с малого. Ну, а ещё мы можем попасть в качестве зрителя на любимое шоу, где нас пожалеют. Чем бы ещё себя порадовать? Ах, да, возможно, что наш отец — далеко не простой человек, возможно, он очень влиятельная личность, у нас так много общего. Жестокость мира порождает рост аппетитов внутреннего Джокера. Ещё немного и он одержит победу, а впоследствии фильм, как эталон открытого произведения, вызовет множество бурных споров об интерпретации сюжета. Где заканчивается реальность и начинается игра воображения? К примеру, вполне допустима точка зрения, что значительная часть хронометража — это всего лишь предсмертные галлюцинации Артура Флека, умирающего в запертом холодильнике. Правда в том, что уместна любая точка зрения, такова сама природа открытых произведений, построенных на идее уравнения в значимости несколько трактовок. Непросто придётся тем, кто возьмётся за следующий прожект DC, в котором окажется Джокер. Однако, не только сама история взбудоражила киносообщество. Другие две важные темы — прямые заимствования и морально-нравственный аспект фильма.

В средневековой эстетике или постмодерне идея подражания и последующего неизбежного переосмысления — неотъемлемая часть культурного контекста. Тодд Филлипс, что не очень характерно для современного мейнстрима, прямо указывает на субъективный эталон. Его «Джокер» - это оммаж «Королю комедии». Руперт Папкин тоже мечтал о стендапе, его более чем разумно назвать человеком не от мира сего, однако героя фильма Скорсезе характеризует не только болезненность, но и целеустремлённость, он абсолютно непробиваемый тип. Папкин добивается своего, совершив преступление, этот чудак становится настоящей звездой и на этом, казалось бы, история заканчивается. Филлипс, однако, приглашает Роберта Де Ниро, блестяще сыгравшего в 1982 году Руперта Папкина, на роль знаменитого комика. Конечно, этот ловкий ход по сути является игрой на опережение. «Джокера» критикуют, главным образом, за его вторичность. Справедливы ли эти претензии? И да, и нет. Главных героев объединяет сожительство с матерью, нездоровая страсть ко вполне конкретному телешоу, склонность к фантазированию и социальная дезориентация. Однако, прототип Джокера — лишь отражение старины Руперта в кривом зеркале, уж слишком у них разные темпераменты. В чуть иных условиях нам бы не пришло в голову сравнивать двух таких разных людей. Более серьёзный аргумент — использование под копирку приёма с визуализацией мечтаний героев. С другой стороны, фильмы отличаются по атмосфере, и «Джокер» по духу чуть ближе к творческой вершине Скорсезе, «Таксисту». Шутка ещё и в том, что предыдущую большую удачу Хоакина Феникса связывают с ролью чувствительного наёмника, живущего с мамой. Однако, помимо прямых заимствований есть и второй важный аспект, достойный обсуждения. «Джокера» часто упрекают за то, что конкретное преступное поведение вполне себе конкретного человека объясняется абстрактным негативным влиянием на него общества. В некотором смысле такой подход обесценивает объективную разницу между законопослушным гражданином и криминальным элементом. В «Короле комедии» этот вопрос весьма изящно удаётся обойти: в демонстрации успеха Папкина есть что-то ироничное, а за своё хулиганство комик расплачивается годами тюрьмы, пусть и становится затем востребованным на телевидении. Тут же конфликт между личностью и обществом драматизирован. Артур переходит на сторону тёмной силы, такова его судьба, но зрителем это воспринимается преимущественно как некий личностный рост, как шаг в нужном направлении. И это, конечно, открывает простор для самой ожесточённой полемики.

Есть, однако, вещи, оспорить которые невозможно. «Джокер» стал первым фильмом, собравшим миллиард не за счёт специальных эффектов. Кассовые рекордсмены - высокобюджетные блокбастеры и мультфильмы. Такова правда рынка. «Джокер» с рейтингом R и бюджетом в 55 миллионов ломает этот стереотип. Умная и нетривиальная драма даже в наши дни может быть успешной! Почему же так получилось? Ответ прост: если «Паразиты» - самый универсальный фильм последних лет, то «Джокер» - самый резонансный. Это говорит о том, что вслед за бурными обсуждениями можно обнаружить в том числе и вполне себе негативные отзывы, подкреплённые какими-то художественными или этическими аргументами. Неважно, по какую сторону баррикад в этой войне вы окажитесь, так или иначе это сыграет на руку росту исторической значимости фильма.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  _       ____  __     __                        
| | __ / ___| \ \ / / __ __ _ _ __ _
| |/ / | | \ \ / / \ \ / / | | | | / _` |
| < | |___ \ V / \ V / | |_| | | (_| |
|_|\_\ \____| \_/ \_/ \__, | \__, |
|___/ |___/

Случайные фильмы

Stardust (Дэвид Боуи. Человек со звезды), 2019 Stardust (Дэвид Боуи. Человек со звезды), 2019

Гэбриел Рэндж
Джонни Флинн, Марк Мэрон, Джена Мэлоун, Дерек Моран, Энтони Флэнеган, Джулиан Ричингс, Аарон Пул, Моника Паркер, Райан Блэйкли, Горд Рэнд

Lola Versus (Давай, до свидания!), 2012 Lola Versus (Давай, до свидания!), 2012

Дэрил Вейн
Грета Гервиг, Юэль Киннаман, Зои Листер Джонс, Хамиш Линклэйтер, Билл Пуллман, Дебра Уингер, Мария Дицциа, Джонатан Сейл, Эбон Мосс-Бакрак, Адриан Ленокс

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями