Моё увлечение музыкой в середине нулевых совпало с тем периодом, когда в моей деревне магазины со специализированным товаром торговали всякой чушью. За сущие копейки продавались пиратские CD и DVD (кассетный период я фактически не застал) разной степени безумия. Как сейчас помню, что особый интерес для меня представляли CD (напомню ньюфагам их вместимость - около 700 мегабайт), на которых было записано 200 песен клубной направленности качеством mp3 CBR112. Даже не 128 - тогда бы они все просто не поместились. Уже в том возрасте я понимал, какой это бред, но интерес был слишком велик, и с моей помощью прилавки опустошались раз за разом. Некоторые диски так ни разу и не включил. Например, какой-то лайв Kreator. За несколько немногочисленных посещений ростовских рынков было приобретено 2 кассеты и около 10 лицензионных DVD. На кассетах были два моих любимых исполнителях тех лет - Sash! и Roxette, а вот на дисках каким-то образом на фоне тогда уже приятных моему уху Moby и a-ha затесался Ник Кейв. Это и было моё знакомство с его творчеством - DVD с каким-то концертом из нулевых. Потом попробовал оценить его старые альбомы - не вкатило. До сих пор к ним не возвращался. Зато новые, особенно два последних, слушал с большим интересом. Нет никаких сомнений, что как музыканта и особенно как поэта Ника можно считать великим творцом нашего поколения. Однако с моим мировоззрением его музыка коррелирует слабо.
Красноречив слоган фильма: “Один вымышленный день из жизни настоящего музыканта”. Что Ник Кейв настоящий мы не сомневались, а вот то, что день вымышленный и никакого отношения к цифре 20 000, по сути, не имеет, понятно не сразу. После сильных титров, отсчитывающих цифру с четырьмя нулями и на фоне показывающих все преобразования Кейва от колыбели до наших дней, музыкант просыпается в собственной квартире. Закадровый голос, принадлежащий ему же, вещает: “Сегодня мой двадцатитысячный день на Земле”. После этого он едет в студию, оттуда в другую студию и так далее. По сюжету равномерно расставлены свидания с людьми, которые сыграли в жизни певца не последнюю роль. Друзья, коллеги, психоаналитик, журналисты и другие личности. В рамках живого диалога Ник рассказывает им весёлые и не очень истории прошлого, всё больше открывая перед зрителями свою душу. Нужно подчеркнуть - это именно диалоги, семейные беседы. Ни одного классического интервью в фильме нет, что уже делает его уникальным. Чередуются эти разговоры с музыкальными вставками и закадровыми откровениями артиста. Конечно, всё это снималось не один день и монтировалось не одну неделю, но сути режиссёрской идеи это не изменило: в финале Кейв выходит на пляж и устремляет свой взор к луне, а камера удаляется от него всё дальше и дальше. Смонтировано всё так, будто мы действительно пробыли рядом с ним ровно сутки.
Этот фильм сняли дуэт Яна Форсиза и Джейн Поллард. Для них совместная работа с Кейвом, судя по всему, так и останется главным режиссёрским успехом. При том, что эта документалка не стала суперизвестной, остальные проекты (два мини-сериала и к/м) творческого симбиоза постановщиков вообще оставляют желать лучшего в плане популярности. Сценарий музыкант писал сам, что неудивительно - это ведь фактически его автобиография. Ян и Джейн вносили корректировки, поэтому в титрах также указаны как сценаристы. Оператор Эрик Уилсон и монтажёр Джонатан Амос - не последние люди в индустрии - также вложили всего себя в этот проект. Нужно понимать, что при очевидном статусе документального кино, фильм получился максимально художественным. Он даёт пищу для ума не только в виде анализа поступков и слов героя Кейва, но и в виде вопроса: “Как это было снято?”. Каждый член съёмочной бригады постарался на славу, и с этой точки зрения никаких претензий к фильму быть не может.
На другой же чаше весов абсолютная неуниверсальность получившегося продукта. Отмечая всегда тот факт, что уже просмотренные в рамках рубрики фильмы зачастую являлись чуть большим явлением, чем обычное документальное кино, здесь подобного сказать не могу. Вернее, мне нечего добавить к тому, что написано в предыдущем абзаце. Концентрация внимания на личности Кейва была очевидна, придираться к этому глупо. Однако ведя с друзьями внутри фильма откровенные беседы, от которых порой веет психоделичностью, Кейв-сценарист очень часто забывает об обязательном диалоге со зрителем. Если поклонники таланта австралийца от перманентных постулатов и аксиом, которые он то и дело ничтоже сумняшеся выплёвывает вслух, были в восторге, то обычным зрителям, к которым в этот раз я вполне могу отнести себя, было просто скучно. В итоге интересная форма ничего не может поделать с содержанием, терпит поражение и становится абсолютно вторичной. Кажется, что людям, которые не варились в метафорах Кейва на протяжении хотя бы нескольких лет, тут смотреть нечего.
Интересно задуманная и неплохо реализованная псевдодокументалка. Было интересно смотреть, так как про Кейва знаю мало и не слишком много его слушал (честно говоря вообще не слушал).
Мне понравилось, хоть и без серьезных восторгов.
Я не воспринимаю этот фильм как документалку, скорее что-то среднее между Exit Through The Gift Shop и The Year Of The Horse (только без той безысходности, ибо на рок-сцене всего два человека, с которыми время совершенно ничего не сделало - Кейв и Джаггер). Грандиозная мистификация, причем, как мне кажется, не только для своих.
Красноречив слоган фильма: “Один вымышленный день из жизни настоящего музыканта”. Что Ник Кейв настоящий мы не сомневались, а вот то, что день вымышленный и никакого отношения к цифре 20 000, по сути, не имеет, понятно не сразу. После сильных титров, отсчитывающих цифру с четырьмя нулями и на фоне показывающих все преобразования Кейва от колыбели до наших дней, музыкант просыпается в собственной квартире. Закадровый голос, принадлежащий ему же, вещает: “Сегодня мой двадцатитысячный день на Земле”. После этого он едет в студию, оттуда в другую студию и так далее. По сюжету равномерно расставлены свидания с людьми, которые сыграли в жизни певца не последнюю роль. Друзья, коллеги, психоаналитик, журналисты и другие личности. В рамках живого диалога Ник рассказывает им весёлые и не очень истории прошлого, всё больше открывая перед зрителями свою душу. Нужно подчеркнуть - это именно диалоги, семейные беседы. Ни одного классического интервью в фильме нет, что уже делает его уникальным. Чередуются эти разговоры с музыкальными вставками и закадровыми откровениями артиста. Конечно, всё это снималось не один день и монтировалось не одну неделю, но сути режиссёрской идеи это не изменило: в финале Кейв выходит на пляж и устремляет свой взор к луне, а камера удаляется от него всё дальше и дальше. Смонтировано всё так, будто мы действительно пробыли рядом с ним ровно сутки.
Этот фильм сняли дуэт Яна Форсиза и Джейн Поллард. Для них совместная работа с Кейвом, судя по всему, так и останется главным режиссёрским успехом. При том, что эта документалка не стала суперизвестной, остальные проекты (два мини-сериала и к/м) творческого симбиоза постановщиков вообще оставляют желать лучшего в плане популярности. Сценарий музыкант писал сам, что неудивительно - это ведь фактически его автобиография. Ян и Джейн вносили корректировки, поэтому в титрах также указаны как сценаристы. Оператор Эрик Уилсон и монтажёр Джонатан Амос - не последние люди в индустрии - также вложили всего себя в этот проект. Нужно понимать, что при очевидном статусе документального кино, фильм получился максимально художественным. Он даёт пищу для ума не только в виде анализа поступков и слов героя Кейва, но и в виде вопроса: “Как это было снято?”. Каждый член съёмочной бригады постарался на славу, и с этой точки зрения никаких претензий к фильму быть не может.
На другой же чаше весов абсолютная неуниверсальность получившегося продукта. Отмечая всегда тот факт, что уже просмотренные в рамках рубрики фильмы зачастую являлись чуть большим явлением, чем обычное документальное кино, здесь подобного сказать не могу. Вернее, мне нечего добавить к тому, что написано в предыдущем абзаце. Концентрация внимания на личности Кейва была очевидна, придираться к этому глупо. Однако ведя с друзьями внутри фильма откровенные беседы, от которых порой веет психоделичностью, Кейв-сценарист очень часто забывает об обязательном диалоге со зрителем. Если поклонники таланта австралийца от перманентных постулатов и аксиом, которые он то и дело ничтоже сумняшеся выплёвывает вслух, были в восторге, то обычным зрителям, к которым в этот раз я вполне могу отнести себя, было просто скучно. В итоге интересная форма ничего не может поделать с содержанием, терпит поражение и становится абсолютно вторичной. Кажется, что людям, которые не варились в метафорах Кейва на протяжении хотя бы нескольких лет, тут смотреть нечего.