The Double: iow

Отзыв на фильм Двойник (The Double) от iow
5/10

«Двойник» всегда казался мне относительной неудачей Достоевского, но даже не самые выдающиеся творения великого русского писателя оставили заметный след в истории мировой литературы. Причудливый сюжет и ходульная метафоричность скрашивались ощущением зыбкости реальности. Эффект погружение читателя в мир полусна-полусумасшествия найдёт позже множество последователей среди писателей. Психологизм Фёдора Михайловича здесь не достигает тех вершин, с которыми мы столкнёмся в лучших его романах. Данная повесть наряду с «Бедными людьми» видится мне лишь этапом в развитии идеи «маленького человека», однако к желанию экранизировать это произведение следует отнестись с пониманием. Материала там как раз на полнометражный фильм, а Достоевский, граничащий с Кафкой – хорошее поле для эксперимента. В книге есть множество эффектных моментов, легко переносимых на экран без серьёзных потерь. Получилось ли на таком фундаменте у британского режиссёра с непроизносимой фамилией состряпать приличное кино? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.

Начнём с того, что работа Ричарда Айоади базируется не только на русской книге, ему помогал писать сценарий Эви Корин, брат Хармони Корина. Конечно, мы должны с вами понимать, что режиссёр заимствовал у Достоевского, в первую очередь, базовые очертания сюжета и настроение. Деталями своё детище британец разукрасил сам.

«The Double» начинается со сцены в пустом вагоне метро, где главного героя сгоняют с нагретого сиденья со словами: «Ты сидишь на моём месте». Тот уступает, а потом долго не может выйти из поезда, ожидая, пока в него погрузят какие-то вещи. На выходе дверью зажимает портфель и забугорная версия Голядкина, Саймон Джеймс, остаётся без документов. Джесси Айзенберг удачно вписывается в роль лоха, но с первого же эпизода становится ясно, что об изобилии тонких психологических нюансов нам придётся забыть. Режиссёрский стиль выдержан в духе кафкианского ситкома. В этой мрачноватой комедии абсурда, конечно, ключевая фигура – это главный герой. Всё действие выстраивается вокруг того, чтобы показать все тягости существования маленького человека. Здесь Айоади кое-что всё-таки удаётся. Невыносимо смотреть на то, как у Саймона ничего в жизни не выходит. Его постоянно шпыняют, хотя, говоря объективно, он этого не заслуживает. В отличие от стремительно теряющего рассудок Голядкина, Саймон, напротив, кажется единственным вменяемым человеком в мире умалишённых. Он вызывает сочувствие. Конечно, зрителю приходится неловко за главного героя, когда он никак не может решиться даже на то, чтобы познакомиться с Ханой (Миа Васиковска), девушкой, в которую он тайно влюблён. Он настолько жалок, что даже не может дать отпор злобной официантке.

С появлением в компании нового работника маленький мир Саймона Джеймса коллапсирует. Вот беда, но Джеймс Саймон (именно так зовут коллегу) – точная его копия. Впрочем, этого сходства никто не замечает. Новичок хоть и не отличим внешне от нашего героя, но люди воспринимают его совершенно иначе. Он со всеми быстро находит общий язык. Парень пользуется большой популярность, в том числе и у девушек. Тут стоит заметить, что подобный контраст несколько гипертрофирован. Айзенберг в образе Двойника всё же вяловат. Он совершенно не тянет на роль мачо. Причина успешности Джеймса от нас ускользает. Близнецы, конечно, быстро сходятся, и Саймон вскоре попадает в зависимое положение, но опустим подробности.

«Двойник» насквозь пропитан гротеском, иногда неуместным. Юмор хромает на обе ноги. Иногда кажется, что все режиссёрские находки, которыми Айоади пытается оживить действие – это выстрелы в «молоко». «The Double» - откровенно угловатая картина, которую можно поставить в один ряд скорее уж с мейнстримными антиутопиями и киберпанком не первой свежести, а не с «Процессом» Орсона Уэллса. Версия «Двойника» Достоевского для самых маленьких, кажется, является маркетинговым промахом. Толком не понятно, для кого создавали это кино? К примеру, новый фильм Денни Вильнёва, «Враг», снятый на схожую тему, это концептуальный монстр. Форма, жанровость и философское содержание сплетены в такой крепкий узел, что он по умолчанию отсекает широкую аудиторию. Кому же предназначался «Двойник»? Поклонникам Достоевского и любителям арт-хауса «The Double» покажется рафинированным и глупым. Ну, а юные фанаты Нолана не оценят камерность действия, сводящегося к лав-стори, и если они, спотыкаясь о шутки над героем-неудачником, таки дойдут до финала, то их там не ждёт ничего, кроме разочарования. В рамках попсового арт-хауса в за последние пару лет вышло несколько неплохих фильмов. Например, «Her» или «Frances Ha» - гораздо более живые вещицы, а карикатурный и условный мир Ричарда Айоади вряд ли найдёт отклик в сердцах зрителей. «Двойник» - крепкая, но далеко не обязательная к просмотру безделушка.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  ____                ____    _____       _    ___  
| ___| _ __ ___ / ___| | ____| __| | ( _ )
|___ \ | '_ ` _ \ \___ \ | _| / _` | / _ \
___) | | | | | | | ___) | | |___ | (_| | | (_) |
|____/ |_| |_| |_| |____/ |_____| \__,_| \___/

Случайные фильмы

Into the Woods (Чем дальше в лес...), 2014 Into the Woods (Чем дальше в лес...), 2014

Роб Маршалл
Мэрил Стрип, Эмили Блант, Джеймс Корден, Анна Кендрик, Крис Пайн, Джонни Депп, Люси Панч, Кристин Барански, Маккензи Мози, Билли Магнуссен

Cyrano (Сирано), 2021 Cyrano (Сирано), 2021

Джо Райт
Питер Динклэйдж Хейли Беннетт Келвин Харрисон Бен Мендельсон

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями