Отзыв на фильм Никогда, редко, иногда, всегда (Never Rarely Sometimes Always) - Михаил Анисимов

17-летняя Отэм узнаёт о том, что беременна. Ребёнка она оставлять не хочет и решается в тайне от матери сделать аборт. Хватая небольшую горсть денег, девушка вместе со своей кузиной (она же и подруга) отваживается на изматывающее путешествие в далёкий штат, где аборт можно совершить без разрешения родителей.

В целом эта несколько затянутая инди-драма смотрится интересно, а актёры играют без капли фальши даже в непростых по исполнению эпизодах. Но хвалить этот фильм совсем не хочется, тем более, что им и так восхищаются почти все критики (99% свежести на Rotten Tomatoes при 189 рецензиях и среднем балле 8,6/10) и жюри многих фестивалей, в том числе Берлинского (Гран-при жюри). Не хочется, в частности, потому, что картина довольно вторична по отношению к другому фильму об абортах, о котором уже начали забывать, — румынскому фестивальному хиту «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007) Кристиана Мунджиу. Да, многие уже сравнивали эти ленты, кое-кто из друзей даже сказал, что эти сравнения поверхностны. С этим я категорически не согласен.

К своему изумлению обнаружил, что довольно хорошо помню детали сюжета картины Мунджиу, хотя этот фильм смотрел, пусть и 2 раза, но в последний раз год назад (память на сюжеты у меня плохая). Повторения начинаются уже на уровне загадочных названий-перечислений, да и сроки беременности обеих героинь схожи — Отэм носит плод 4 месяца и 2 недели. Обе девушки несколько схожи по характеру, намерениям и жизненным обстоятельствам — они не желали забеременеть, не получили ни капли помощи от своих безответственных партнёров, довольно юные и наивные, а их подруги напротив — рассудительные, уверенные и знающие, как надо верно поступить в той или иной рискованной ситуации. Они даже готовы ради своих подруг лечь под незнакомых мужиков. И ложатся: одна в прямом смысле, другая позволяет только поцелуи и прикосновения. Да и в принципе сюжет наполнен различного рода трудностями на пути к прерыванию беременности. В обоих случаях сложности обусловлены, в первую очередь, законом: в социалистической Румынии аборты были запрещены для всех возрастов, а в современных Соединённых Штатах они запрещены только для несовершеннолетних и только в некоторых штатах. Но с позиции 17-летней героини, не желающей рассказывать о беременности родителям, разница между Румынией 1989 года и США 2019 года, как ни странно, не особо существенна.

Если мне скажут, что Элиза Хиттмен не смотрела этот румынский фильм и не позаимствовала (сознательно или бессознательно) многие детали, — я не поверю. Слишком уж много параллелей и слишком уж они конкретные. Конечно, об абортах снято немало фильмов, но режиссёр почему-то решила позаимствовать многое именно из фильма Мунджиу. Не для того ли, чтобы повторить чужой успех 13-летней давности?

Но даже если воспринимать эту картину как некую адаптацию румынского фильма под современные американские реалии, то кое-что своё Хиттман точно привносит. И это своё — совершенно сексистский взгляд на мужчин. На всех мужчин. Представителей мужского пола в фильме много, и все они — исключительно неприятные. То кто-то кричит в адрес Отэм «шлюха» и показывает ей неприличные жесты, то на работе коллега-извращенец целует руку девушки без её согласия, то случайный мужик в пустом вагоне метро при виде героини демонстративно залезает рукой в свои штаны. Даже отец Отэм предстаёт безвольным мудаком, которому совершенно плевать на родную дочь. В то же время все персонажи женского пола насквозь добрые и сочувствующие (и даже женщина, которой Отэм платит взятку, — это не аморальный человек, она просто как-бы идёт навстречу бедной девушке, а деньги нужны, видимо, на обход закона). Да, сама героиня совсем не объект для подражания. Но и отрицательной её назвать нельзя — таких персонажей в подобных фильмах с чётким делением на чёрное и белое обычно называют «неоднозначными» (да и её глупость при желании можно оправдать возрастом). Чего нельзя сказать ни об одном из мужчин. Кажется, расчётливая Элиза Хиттмен затаила злость за весь мужской род и пытается передать её всем нам.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  _____    _      _                   __     _____ 
|__ / (_) / \ _ __ ___ / /_ | ____|
/ / | | / _ \ | '_ ` _ \ | '_ \ | _|
/ /_ | | / ___ \ | | | | | | | (_) | | |___
/____| _/ | /_/ \_\ |_| |_| |_| \___/ |_____|
|__/

Случайные фильмы

Death of Nintendo (Смерть Nintendo), 2020 Death of Nintendo (Смерть Nintendo), 2020

Райя Мартин
Noel Comia Jr., Agot Isidro, Moi Marcampo, John Vincent Servilla, Майлз Канапи, Cayden Williams, Kim Oquendo, Jiggerfelip Sementilla, Никки Валдез, Элайджа Алехо

Annabelle: Creation (Проклятие Аннабель: Зарождение зла), 2017 Annabelle: Creation (Проклятие Аннабель: Зарождение зла), 2017

Дэвид Ф. Сандберг
Стефани Сигман, Миранда Отто, Талита Бейтман, Алисия Вела-Бэйли, Энтони ЛаПалья, Лулу Уилсон, Грэйс Фултон, Филиппа Култхард, Керри О’Мэлли, Адам Бартли

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями