Отзыв на фильм Конгресс (The Congress) - Alex McLydy

Отзыв на фильм Конгресс (The Congress) от Alex McLydy
8/10

Фильм “Конгресс” израильского режиссёра Ари Фольмана в своё время нехило так обрадовал трейлером, да и та информация, которая просачивалась в интернет после премьеры в кинотеатрах, только добавляла ему вистов. Многие отмечали хорошую игру Робин Райт, качественную нестандартную анимацию или футуристическую ауру. И абсолютно все отмечали нестандартность фильма, его нелинейность во многих аспектах и способность вынести мозг даже подготовленному зрителю. Во многом, конечно, всё это правда, но на деле уже не новичок в мире большого кино Ари Фольман (номинация на Золотую пальмовую ветвь за “Вальс с Баширом”) раскидал по своей экранизации Лема довольно много подсказок, которые помогли мне понять фильм.

“Конгресс”, безусловно, о вечном. В ход идут сравнения и с “Бразилией”, и с “Симоной”, и с другими фильмами Гиллиама, и с Кубриком, и с поздним Маликом. Да режиссёр и сам не юлит – количество вполне осязаемых отсылок на разные культурные и художественные события здесь очень велико. Но тут встаёт вопрос – смог ли “Конгресс” при этом остаться чем-то уникальным? Не собранием сочинений, а цельным художественным произведением. И мой ответ – да.

Завязка фильма, которая длится 46 минут, даёт пищу для размышлений, простор для мысли. Представленные герои – все, за исключением Робин Райт и её семьи, кажется, уже продались дьяволу и мир катится туда, куда нам, современным людям, совсем не хотелось бы. Потрясает не только работа режиссёра, который чётко расставил приоритеты в зачине фильма и невероятно поработал над мизансценой, сделав фактически каждый кадр сочным и заманчивым, но ещё и работа художников-постановщиков. Как они сделали камеру для клонирования – это надо видеть! Плюс хорошая работа со светом и сепией. Цвет первой половины фильма – чёрный. Не тёмно-синий или какой-нибудь ещё, а именно чёрный. Цвет дыры, в которое помещается общество. И цвет, обозначающий болезни, одной из которых (скорая потеря слуха) болеет сын главной героини.

Основное действие фильма практически целиком – анимация. Причём её стиль меняется неоднократно. От примитивнейшей прорисовки неведомых зверушек, напоминающей Дисней прошлого века, до чётких фантасмагорических вещиц от современных студий анимации. Недаром над мультипликационной составляющей трудилось столько человек из разных стран мира! Цвет фильма, тем временем, меняется на красный. Цвет угрозы, опасности, ничуть не надежды. И по истечению первого часа фильма чёткая структура повествования распадается – начинаются сны-флэшбеки, переводы из одного мира в другой, параллельные реальности накладываются одна на другую. Это могло бы вызвать омерзение и нежелание дальше понимать режиссёрскую мысль, но непрекращающиеся отсылки и появление в сюжете нового цельного персонажа (очень похожего на Клайва Оуэна) позволяет удержать сюжет на плаву. Отдельное спасибо за всяческих звёзд, которыми начинено подсознание Робин Райт, главной героини. Уверен, если бы у каждого из нас было такое место в чертогах разума, его бы тоже населяли люди порядка Тома Круза, Майкла Джексона и Дэвида Боуи.

И, наконец, развязка. Снова реальный мир, который зритель может встретить как старуха у разбитого корыта – абсолютно не понимающим, что происходит. А происходит то, что несмотря на все передряги, на все кочки, которые судьба подготовила Робин Райт, она смогла остаться Человеком. Разум не сомневается в том, что в её поступках всегда была логика. И даже тогда, когда её, быть может, в качестве сэндвича уже съели в одной из параллельных реальностей (да-да, фильм преподносит и такое), в ней теплится надежда на встречу с сыном и на то, что у её детей всё будет хорошо. И если меня спросят о том, каким одним словом я охарактеризую фильм “Конгресс” – это будет именно надежда. Эта картина, в которой фантасмагория постоянно перекликается с антиутопией, изначально содержала много трактовок, некоторые из которых, вполне возможно, могут вызвать скрежет на зубах синефилов, однако развязка так плавно свела всё к вечному, что теперь всё окончательно запуталось. И распуталось одновременно. Фольман всё снял так, чтобы каждый мог выделить для себя главное. И особых претензий у меня к нему нет. Есть мелкие – к балансу анимационной части фильма и некоторым излишним эпизодам в ней, которые вряд ли бы одобрил Станислав Лем.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  _       ___            ____   __     __       
| | __ / _ \ __ __ | __ ) \ \ / / ___
| |/ / | | | | \ \ / / | _ \ \ \ / / / __|
| < | |_| | \ V / | |_) | \ V / | (__
|_|\_\ \__\_\ \_/ |____/ \_/ \___|

Случайные фильмы

Kedi (Город кошек), 2016 Kedi (Город кошек), 2016

Джейда Торун
Bengu, Deniz, Duman, Gamsiz, Aslan Parcasi, Psikopat, Sari, Бюлент Устюн

Vitalina Varela (Виталина Варела), 2019 Vitalina Varela (Виталина Варела), 2019

Педру Кошта
Виталина Варела, Вентура, Manuel Tavares Almeida, Francisco Brito, Marina Alves Domingues, Imídio Monteiro

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями