Отзыв на фильм Пеле: Рождение легенды (Pelé: Birth of a Legend) - Alex McLydy

Тут могла бы быть очень длинная история о том, почему не получился этот фильм. Но так как он всего лишь очередная поделка в ворохе себе подобных, я рассмотрю его как нечто собирательное и попробую покороче рассказать, что же не так с современным спортивным кино.
Как вы поняли, фильм посвящён Пеле, а точнее его становлению как футболиста и как личности. Знаю ли я Пеле? Люблю ли я его? Да и да. К счастью, 1958 год был первым, когда Чемпионаты мира по футболу начали транслироваться по телевидению, и в архивах трекеров эти матчи аккуратно собраны и выложены – бери и смотри. Я взял и посмотрел. Не видел ни одного матча Пеле за “Сантос”, только обрезки на Ютубе. И видел абсолютно все его лучшие матчи за сборную. Это был великий игрок. Кто бы что сейчас не рассказывал, для меня Пеле был, есть и наверняка навсегда останется лучшим футболистом из всех, игру которых я увидел вживую или в записи. Он как никто другой в этом виде спорта достоин байопика, хорошего фильма о себе. Но его всё нет и нет. Этот, конечно, таким тоже не стал. Главным образом потому, что создатели спортивного кино так и норовят говорить метафорами, сравнениями. Они не считают, что зритель достоин того, чтобы видеть на экране Человека. Они за то, чтобы зритель видел собранный из клише образ героя нации. И что касается Пеле – этот подход изначально был губителен.
Я начну от простого к сложному. О трёх основных вещах. Ну, во-первых: когда идёт речь о спорте (любом!) – нужно быть внимательным к деталям. Если Спилберг снимает кино об условных сороковых – он собирает информацию, техников, декораторов… Целую бригаду, которая воссоздаёт ему эпоху. Конечно, у братьев Цимбалист нет столько денег, сколько у Спилберга, но у них ведь и задача куда проще – достойно снять бразильское гетто, в которых Пеле провёл всё детство и нанять специалиста по футбольным тонкостям, за которого сошёл бы даже я. С первым они справились, со вторым – нет. Игроки на поле бегают под номерами “14”, “17”, “19”. Не могло такого быть в принципе, все номера выше одиннадцатого были запрещены ФИФА до семидесятых годов. Уставший и разочарованный Пеле подходит к Алтафини в перерыве игры и говорит: “Замени меня, я больше так не могу”. Да как же он тебя заменит, если замен тогда ещё не было в футболе?! Если игрок получал травму – команда доигрывала вдесятером. От запасных было одно название – вышел, поразминался с основой, и всё. Сиди на скамейке до конца, без единой надежды выйти на поле. Я об этом знаю – почему же об этом не знают создатели фильма? Досадно.
Однако, поехали дальше. Пусть вы закрыли глаза на мелкие детали – не закрывайте же на крупные! И я не говорю об изменённых событиях и тому подобном – художественный фильм допускает условности. Я говорю о более простых вещах. Что дарит Пеле маме в качестве первого дорогого подарка? Газовую плиту. Есть ли в доме Пеле газ? Нет. Мог ли он об этом не знать? Нет. Причём преподносится эта сцена в фильме как шуточка-прибауточка. Да тьфу на вас! И клише, клише, клише… Мама, которая до последней минуты финального матча сидит дома, а потом резко срывается в бар. Папа, который поднимает глаза в бесконечность, понимая, что сын всего добился. Реальный Пеле в роли камео и так далее. Всё это так и норовит назвать фильм не более чем ремеслом.
Но даже при том, что вы начинили фильм клише и забыли о спортивных тонкостях, кино могло бы получиться. Нужно было только одно – чтобы режиссёр (в нашем случае их два) был влюблён в футбол так же, как в него влюблена целевая аудитория фильма. Увы, и с этим полный швах. Ни любви к спорту, ни любви к великой бразильской нации тут нет. Ну и нафиг он нужен, такой фильм? Из положительного только первая половина с тренировками и некоторыми жизненными потрясениями юного Насименту. Как только дошло до стадиона (который на общем плане кажется Колизеем, а на среднем – детской площадкой, никакая операторская работа) – всё стало мёртвым. Не знаю, может людям далёким от игры фильм и придётся по вкусу, но как по мне – братьям Цимбалист надо заканчивать снимать байопики.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  ____    ____    _                         _     
|___ \ | __ ) | | ___ _ __ ___ | |__
__) | | _ \ | | / __| | '_ ` _ \ | '_ \
/ __/ | |_) | | |___ \__ \ | | | | | | | | | |
|_____| |____/ |_____| |___/ |_| |_| |_| |_| |_|

Случайные фильмы

La mafia non è più quella di una volta (Мафия уже не та, что раньше), 2019 La mafia non è più quella di una volta (Мафия уже не та, что раньше), 2019

Франко Мареско
Летиция Бэттеглия, Ciccio Mira, Margherita Mannino, Christian Miscel, Franco Zecchin, Federica Scibilia

Временные трудности, 2018 Временные трудности, 2018

Михаил Расходников
Риналь Мухаметов, Иван Охлобыстин, Илья Рязанов, Виктория Соловьева, Ян Цапник, Ирина Пегова, Ирина Безряднова

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями