Отзыв на фильм Под электрическими облаками - orionthegamer

В пост-апокалиптическом тумане

В России 2017 года, спустя 100 лет после революции, кажется, будто исторический цикл вновь вышел на ту же самую стартовую позицию. Все живут в ожидании конца. Не истории, но мироустройства. Быт вяло протекает, но кажется, что само небо наэлектризовано. Правда, складывается впечатление, что все ждут того, что никогда не случится. Хотя разглядеть будущее сквозь туманную завесу нелегко.
Нельзя сказать, что новый фильм Германа-младшего, однозначно, удался. Впервые обратившись в будущее, пусть и с намёком на современность , режиссёр иногда начинает терять суть времени, так ловко ухватываемого в предыдущих картинах. Особенно, "удивляет" начальная новелла "Чужая речь", которая могла быть снята кем угодно, но только не автором "Последнего поезда" и "Бумажного солдата". Неожиданная искусственная надуманность и выхолощенность, вкупе с неестественными диалогами, настраивает на отрицательный лад. Но кино растёт само над собой от главы к главе, пока в шестой главе неожиданно не прорывается жизнь, пусть и архитектора-хипстера, а в финальной, седьмой главе "Хозяйка" не следует пронзительный финал, который даёт редкое чувство очищения кинематографом.
Интересно, что четвёртая полнометражная картина Алексея Германа-мл. "Под электрическими облаками" организует нечто вроде трилогии вместе с двумя предыдущими картинами "Garpastum" и "Бумажный солдат". Если попытаться сформулировать вербально, то это трилогия фильмов о Мечте: её поиске, попытке достигнуть и потере. А чем могут мечтать люди? Конечно, о светлом будущем, покрытым туманом. Герои "Garpastum" - молодые футболофилы, пытаются просто купить собственное футбольное поле, как бы ни замечая стремительного изменения мира вокруг. Хотя если подумать, они сами творцы нового мира. Вчерашние "хозяева жизни" вынуждены копить деньги, играя с рабочими, студентами, крестьянами, по сути, оказываясь на одном уровне с теми, кто ещё недавно казался им низшим классом. Вольно или невольно, плывя по течению жизненной реки, они сами того не ведая, порождают Мечту. Ну а та в свою очередь приводит к революции.
В то время как "Бумажный солдат" посвящен попытке её реализации. Герои пытаются дотянуться до звёзд. Вырваться из бренной реальности. Но пока одни цепляются за мещанский быт и "умные" разговоры без действия, другие жертвуют собой. Но время идеалистов уходит и Мечта о светлом будущем, которое ещё недавно казалось так же близко, как и первый полёт человека в космос, становится призрачным.
Но уже "Под электрическими облаками" посвящён миру, у которого Мечту отняли, растоптали и уничтожили. За 25 лет до событий фильма был разрушен мир агонизирующий, но ещё имевший какие-то идеалы. Когда идеалов не стало, и родились герои 2017 года. В закадровом тексте их называют "лишними людьми". Для многих зрителей это стало поводом назвать их интеллигенцией. Правда, всё же это явное упрощение и ограниченность смотрящего. Ведь ни иммигранта из Средней Азии, ни подростков-наркоманов, ни наследников нувориша, сделавшего себе состояние криминальным путем во времена "шоковых" перемен, но мгновенно низвергнутого после смерти, никак не назовёшь интеллигентами. При этом всё равно люди лишние.
Вопрос выпадения из русла подан куда шире, чем банальные думы о будущем. Ведь ещё в "Бумажном солдате" бездеятельные любители поболтать, так и оставались теми, кто есть, никак не меняя окружающий фон. Но те, кто стремился, как врач в исполнении Мераба Нинидзе, пытавшегося вырваться из тени собственного отца, он отдаёт себя всего на алтарь будущего. К сожалению, он так и остаётся одиноким человеком действия в мире, где никто не хочет действовать. Но в "Под электрическими облаками" бездействие становится чуть ли не единственным смыслом жизни для целого поколения. Разговоры, разговоры, разговоры. Искусственные, живые, о жизненных проблемах, об искусстве, о чем угодно. Но действие? Нет. Складывается впечатление, что весь мир остановился.
А все поражены вирусом инфантилизма. Гастарбайтер не знающий языка. Новоявленные сироты, вернувшиеся из заграницы, но их единственным желанием является тут же сбежать от проблем. Куда угодно. Хоть в каморку, лишь бы не здесь. И не сейчас. Юрист, у которого вечность длится кошмар о дне, когда случился Апокалипсис. Модный архитектор, ненавидящий пост-модернизм, но строящий аляповатый небоскрёб, который сам по себе символ пост-модернизма. Музейный работник, пишущий диссертацию, но застрявший в собственной зацикленности на повторении исторических циклов. Парень, потерявших всех родных на войне и ушедший в наркотическое забытье.
И все живут в ожидании того, что завтра, как минимум, война. Но будущее в тумане. А "война", кажется всего лишь воспоминанием о пропущенном конце света, случившемся ровно 25 лет назад. Подобно, постановочной битве между эльфами и орками, которой самозабвенно упиваются люди поколения без Идеи. Но прожив четверть века, пришла пора взрослеть. Через столетия ничего не останется, кроме памятников, свидетельствующих о том, что когда-то тут жили люди. Но чтобы они остались, пора начать их строить. Солнце рано или поздно взойдет и принесёт с собой долгожданную весну, рассеяв туман.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
   ____   ____    _   _   _  _     _   _   _    
/ ___| | _ \ | | | | | || | | | | | | | __
| | | | | | | | | | | || |_ | | | | | |/ /
| |___ | |_| | | |_| | |__ _| | |_| | | <
\____| |____/ \___/ |_| \___/ |_|\_\

Случайные фильмы

The Song of Names (Песня имен), 2019 The Song of Names (Песня имен), 2019

Франсуа Жирар
Джона Хауэр-Кинг, Клайв Оуэн, Тим Рот, Катрин МакКормак, Эдди Иззард, Сол Рубинек, Ричард Бреммер, Герран Хауэлл, Стэнли Таунсенд, Эми Слоун

The Meyerowitz Stories (New and Selected) (Истории семьи Майровиц), 2017 The Meyerowitz Stories (New and Selected) (Истории семьи Майровиц), 2017

Ноа Баумбак
Адам Сэндлер, Грэйс Ван Паттен, Дастин Хоффман, Элизабет Марвел, Эмма Томпсон, Дэн Флаэрти, Адам Дэвид Томпсон, Рональд Пит, Hannah Mitchell, Джадд Хёрш

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями