Бесы: iow

Отзыв на фильм Бесы от iow
4/10

Достоевский – фигура уникальная не только для русской литературы, но и мировой культуры вообще. Сложно переоценить значимость его наследия. Разумеется, каждая попытка перенести на экран сложные и глубокие романы Фёдора Михайловича – большой риск. Тенденции, однако, таковы, что режиссёры массово берутся за такую работу. Смелости у них хватает, чего не скажешь об умении. Так уж сложилось, что особую популярность приобрели телевизионные адаптации, состряпанные в угоду зрителей центральных российских каналов. Одним из самых обсуждаемых российских сериалов последнего времени стали «Бесы» Владимира Хотиненко.

Упоминать о сюжете мне даже как-то неудобно. Если вы не знаете книгу, полагаю, вам не стоит утруждать себя и чтением моего отзыва. Перейдём сразу к делу. Ни для кого не секрет, что «Бесов» уложить в формат полнометражного фильма – задача не из лёгких. Должно быть, именно поэтому проект протащили на «Россию» как мини-сериал. Четыре часа – достойный хронометраж, но, вероятно, недостаточный для такой многослойной вещи. Лучший формат «Бесов», с которым мне приходилось сталкиваться – это, безусловно, постановка Льва Додина в Малом Драматическом Театре продолжительностью почти в девять часов, с учётом двух часовых антрактов. Это даёт возможность зрителю погрузиться в мир, созданный Достоевским (и, справедливости ради, Додиным, крупнейшим театральным режиссёром современной России). Опыт, надо сказать, уникальный. Продюсеры телеканала «Россия» тоже решили устроить марафон. Забавно, что в вечернем эфире вторая и третья серия были разделены «Вестями недели», а после четвёртой зрителей уже ждал Соловьёв со своей авторской программой. Думаю, не нужно объяснять, что «Бесы» - это рядовой плохой телефильм. Однако, очевидно, что подавляющее большинство воспринимают его в контексте творчества великого русского писателя, невольно сравнивая экранизацию с оригиналом. Тут стоит заметить, что в мини-сериале Хотиненко акценты расставлены иначе. Интерпретируя «Бесов», как некую критику «вольнодумцев», режиссёр даже доходит до того, что заставляет Антона Шагина в роли Верховенского временами хитро ухмыляться точь-в-точь как Навальный. Показ, что забавно, был назначен на день выборов президента Украины. Сериал просто выполняет свою агитационную функцию. Стоит ли от него многого ожидать? Хотиненко пока не в состоянии тягаться с Рифеншталь. Может, оно и к лучшему.

На самом деле, агитационной сущностью проекта объясняются некоторые странности. Во-первых, Достоевский здесь упрощён до уровня зрителя телеканала «Россия». Полный отказ от какой-либо изобретательности, эстетства, психологической глубины. Оставлены только «плохие революционеры». Во-вторых, фатальная и мощнейшая фигура Ставрогина здесь низведена до уровня картонного балбеса. Один из самых потрясающих в истории литературы персонажей, находящийся в пограничном состоянии, просто теряется в концепции Хотиненко. Ему здесь нет места, режиссёр не знает, что с этим балластом делать. В-третьих, возникает следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий), отсутствующий в оригинале. Нужен он для создания некоего противовеса многообразию отрицательных персонажей. В отличие от психологической глыбы Фёдора Михайловича, содержащей в себе тысячи оттенков серого, морально-нравственный мир телевизионных «Бесов» отдаёт бинарностью. Создатели сериала просто не могли обойтись без горемыковских костылей.

Про Хотиненко нельзя сказать, что он «периодически скатывается в пошлость». Он на протяжении всего сериала сидит в луже. Редкие эпизоды кинематографичны. В чём, впрочем, нет его заслуги. Актёрский ансамбль ужасно неровный. Парад посредственностей возглавляет мешковатый и лишённый всякой харизмы Ставрогин (Максим Матвеев). Женские персонажи, в лучшем случае, безлики. Иногда провальны, как в случае с Лебядкиной (Мария Шалаева). При этом в фильме есть совершенно потрясающий Лебядкин (Борис Каморзин). Удачны и некоторые другие роли второго плана: Эркель (Вячеслав Чепурченко), губернатор (Александр Галибин), даже эпизодический образ Федьки (Олег Васильков) заслуживает уважения. Ну, и отдельным пунктиком хотелось бы выделить Антона Шагина, играющего Верховенского. На экране я его больше нигде не видел, но в «Литургии ZERO» (спектакль Александринского театра в постановке Фокина) он был чудесен. Кажется, у молодого человека есть неплохой потенциал. В целом же, актёрская игра в «Бесах» часто граничит с клоунадой. Без пяти минут авангард! Всё нарочито упрощено, гипертрофировано, но некоторые эпизоды, прежде всего, с участием Шагина, можно даже назвать удачными. Стоит ли ради этого тратить четыре часа своего времени?

Очень жаль, но двух мнений здесь быть не может: проект Хотиненко можно считать провалившимся. Глупая трёхгрошовая подделка, имеющая нулевую ценность, созданная в угоду политической актуальности. Почитатели творчества великого русского писателя в такой жвачке не нуждаются, а те, кто по той или иной причине, никогда «Бесов» не читал, могут по ошибке посчитать первоисточник поверхностной и запутанной белибердой.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
   ___            ____    _   _____   _   _ 
( _ ) __ __ | _ \ | | |___ | | \ | |
/ _ \ \ \ / / | |_) | | | / / | \| |
| (_) | \ V / | __/ | | / / | |\ |
\___/ \_/ |_| |_| /_/ |_| \_|

Случайные фильмы

1210, 2012 1210, 2012

Арсений Гончуков
Роберт Вааб, Александр Сухинин, Виктор Немец, Юлия Дегтяренко, Александр Гавриков, Елизавета Лукьянова, Владимир Шинов, Артем Кобзев, Николай Бутенин, Елена Елесина

The Eternal Daughter (Вечная дочь), 2022 The Eternal Daughter (Вечная дочь), 2022

Джоанна Хогг
Тильда Суинтон Луис Огаст Джоши Карли-София Дэвис Джозеф Майделл Криспин Бакстон Элфи Санки-Грин

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями