тв: Космос: Пространство и время/ Cosmos: A SpaceTime Odyssey


В эпиграф можно вынести фразу одной из начальных серий: «Тот факт, что большинство из нас знает имена маньяков-убийц, но никогда не слышало имя Яна Оорта, кое-что говорит о нас».
Сериал «Космос» - это история науки, популяризация науки с выраженной антиклерикальной направленностью и противостоянием религиозному догматизму. Убежденное высказывание, что только научное знание может продвинуть человечество. Может показаться на 1-й взгляд, что такая страсть в популяризации науки излишня, но статистика подтверждает, что массы живут в информационном мраке: недавно публиковались сравнения знаний народа и ученых в США, и нет оснований считать, что в других странах разрыв меньше: http://www.infox.ru/science/enlightenment/2015/01/30/Sociologi_zayavili_...

Рассказ о науке разных стран как едином процессе и намек, что США не всегда были передовой страной и что наука – дело всего мира. И мало того – оказывается, «враги», народы иные по вере и крови (Греция, Ирак, арабские страны, Китай) вписали много страниц в историю мировой культуры и науки. Однако СССР упомянут лишь дважды, в 12-й серии – как страна, давшая 1-е снимки с поверхности Венеры, и как страна – участник масштабной гонки вооружений времен холодной войны. И все бы ничего, но американский пилот времен «Аполлона», полета на Луну, назван ПЕРВЫМ человеком, взглянувшим извне на Землю - метафоры метафорами, но это все-таки слишком. Имелся ввиду, верно, взгляд с какого-то сильно большого расстояния, не все ж не рассказать в истории изучения космоса о первых полетах, о первом человеке в космосе – это нарушение логической последовательности, которое трудно назвать неангажированным.
В вопросе о сроки жизни цивилизаций (подтекст сравнивает США с цивилизацией прошлого – Месопотамия, г. Урюк на территории современного Ирака): «Эти люди были славными завоевателями, но в итоге разделили судьбу своих жертв». Местами месседж перекликается, если не прямо дублирует послание из цикла документалов «Дух времени», отстаивающих преимущества технологической ресурсоориентированной цивилизации, не нацеленной на извлечение прибыли: «Все современные экономические системы, вне зависимости от строя, нацелены на легкую прибыль (…) наши действия противоречат нашим знаниям». Между строк капслоком практически без шифрования: «Знаем зпт что делаем плохо и себе же хуже зпт но все равно делаем тчк Глупо мечтать о 100 000 лет цивилизации зпт если сам роешь себе яму». Под монтаж с Муссолини и фюрером закадровый текст: «Разум – молодой инструмент и его легко обольстить». В качестве примеров «правильного разума» – темнокожие лидеры наций Ганди и Мандела – как-то без удивления, что черный ведущий именно их выбрал в качестве политического образца. Впрочем, именно политического – в науке расовых предпочтений у него нет.
Строго по эволюционной теории смысл жизни человека – передать генетическую информацию потомкам, т.е. выжить. Но если смысл - выживание, то в чем тогда отличие научно обоснованной эволюционной теории от сайентологической секты? Аристотель со своим тезисом «цель жизни мудреца в созерцании истины» куда более понятен, хотя, быть может, говорит то же, что и Дарвин - в одном из смыслов.
Как бы ни был велик соблазн вынести за скобки философские доктрины и «освободить» «настоящую» науку, но физики (Эйнштейн: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки»; Борн: «При изучении этих вещей в их совокупности физик на каждом шагу встречается с логическими и гносеологическими трудностями; и хотя физика имеет дело лишь с ограниченным кругом знания и исключает такие явления, как жизнь и сознание, все же решение этих логических и гносеологических проблем является глубокой потребностью нашего стремления к познанию») не настолько наивны, чтобы не понимать, что высвободиться из своей системы представлений, из метафизики, из системы ценностей не так-то просто, если вообще возможно. Недавно об этом был неплохой фильм ВВС «Что было до Большого Взрыва?», где как раз прослеживается связь концепций рождения и развития вселенной с базовыми культурными парадигмами, в которых формируются представления самих физиков.
Хоть корабль ведущего и называется «воображение», фильм наоборот требует смиренно признать, что человеческая система образов не способна адекватно воспроизводить явления квантовой физики (даже вращение электрона) или абстракции вроде большого взрыва, бесконечности, черной дыры, сингулярности, т.е. человеческое воображение ограничено по сути рамками повседневного опыта, в которых сформировался мозг, а абстракции если и можно как-то представить, то только в виде математических формул или сугубо символически. Фильм состоит наполовину из компьютерной графики с моделями звезд, галактик, межгалактического пространства, планет, субатомных явлений, на треть – из мультфильма об истории открытий, оставшееся – натурные съемки в разных частях Земли. Для выражения ряда ключевых позиций (5 эпох крупнейших вымираний биосферы в геологической истории Земли в виде печального траурного зала с 5-ю коридорами, история Вселенной в виде календаря в 13,5 млрд лет и история будущего в виде прицепленного к 1-му листу еще одного календаря на столько же лет, параллельное развитие цивилизаций, неверные представление древних и тп.) придуманы довольно остроумные визуальные формулы, не особо отличающиеся по сути от метафорического изобразительного языка древности.








Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  _____             _                  _        __   
| ___| _ __ / \ _ __ ___ | |__ / /_
| |_ | '__| / _ \ | '_ ` _ \ | '_ \ | '_ \
| _| | | / ___ \ | | | | | | | |_) | | (_) |
|_| |_| /_/ \_\ |_| |_| |_| |_.__/ \___/

Случайные фильмы

Secret in Their Eyes (Тайна в их глазах), 2015 Secret in Their Eyes (Тайна в их глазах), 2015

Билли Рэй
Николь Кидман, Джулия Робертс, Чиветель Эджиофор, Дин Норрис, Майкл Келли, Альфред Молина, Линдон Смит, Джо Коул, Марк Фамиглетти, Тони Френч

La Belle Époque (Прекрасная эпоха), 2019 La Belle Époque (Прекрасная эпоха), 2019

Николя Бедос
Даниель Отой, Гийом Кане, Дория Тилье, Фанни Ардан, Пьер Ардити, Дени Подалидес, Микаэль Коэн, Jeanne Arènes, Bertrand Poncet, Бруно Раффаэлли

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями