Когда фильм начнёт популяризироваться, его оценки будут самыми полярными. Откровенно говоря, мне и самому трудно его оценить. Если кто не знаком с творчество Реджио, то это поэт-документалист, снимающий урбанистические зарисовки без слов и под сопровождение гипнотической музыки Филиппа Гласса, причём фильмы он снимает примерно раз в 10 лет.
Эта картина выполнена в чёрно-белом решении, что, кстати, для него впервые, и на очень ярком контрасте, длинных статичных планах, а тема всё та же урбанистическая. В общем, очень на любителя кино, меня лично поразила концовка, а так смешанные чувства.
Хотя фильмы Годфри Реджо нельзя ни с чем перепутать, он не стоит на месте и с каждым новым фильмом пытается представить своё эмоциональное познание мира в немного иной форме. Так от непревзойдённого шедевра «Кояанискатси», снятым в условиях быстрорастущих американских мегаполисов, он перешёл к картинам из жизни стран третьего мира в «Поваккатси», от монтажного фильма с кадрами живой природы «Душа мира», через небольшой мини-эксперимент «Свидетельство», к полностью цифровому, виртуальному «Накойкатси», наполненном символами, образами и знаками. Вот и новый фильм не стал исключением. «Посетители», кроме того, что потрясающе сняты в очень контрастной чёрно-белой гамме, концентрируются не на окружающем мире, но на человеке, в частности. Что интересно, и в последнем фильме выдающегося оператора и соратника Реджо Рона Фрике «Самсара», режиссёр так же отошёл от попытки заснять ускользающее время и опустился с небес до уровня человеческого лица. Хотя в фильме Фрике по-прежнему есть типичные эпизоды, которыми он прославился ещё будучи оператором на фильме «Кояанискатси», но лучшие моменты «Самсары» — это статичные крупные планы человеческих лиц и сцены, в которых демонстрируется выразительная пластика человеческого тела, которое сохраняет свою красоту несмотря на то, что мир становится всё более искусственным и механизированным.
Многие отметили то, что фильм начинается с гориллы Тришки, смотрящей в лицо зрителю, но по-моему куда важнее то, что в начале зритель видит поверхность Луны. Чуждой, серой, лишённой атмосферы планеты, вынужденной вечно следовать за своим более прекрасным старшим братом. И ведь цветовая гамма, выбранная режиссёром, что это, как не имитация освещения на Луне, где в тени темнее чёрного, а на свету ярче белого? Люди — это те самые «лунатики-селениты», которые временно оказались посетителями на сеансе фильма под названием «Планета Земля». Правда, несмотря на потрясающую красоту каждого отдельного человека, человечество саморазрушительно. И это противоречие, по сути, поставлено в первооснову. Каждый человек — симбиоз, девственной чистоты и всепроникающих мрачных красок, навсегда смешанных в самой человеческой природе.
Вглядываясь в лица, можно увидеть, как озабоченность и страх, так и искреннюю радость и наслаждение. Но главное, смотря в глаза других людей, каждый видит в первую очередь самого себя. Сам Реджо вывел в качестве эпиграфа на постеры к фильму довольно вольную цитату (в русскоязычных версиях она звучит совершенно иначе) из книги Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»: «У нас есть Искусство, потому мы не будем разбиты от ужаса Правды». Можно сказать, что Реджо не просто сам сражается с «чудовищами», но даёт шанс каждому из своих зрителей самолично взглянуть в Бездну скрытую по ту сторону человеческих глаз.