Лет эдак восемь-девять назад мы с друзьями зависали в гараже и посвящали каждый вечер просмотру какого-то фильма или другого познавательного контента. Как-то раз я выцепил в мировой паутине (интернет только-только появился) масштабный список типа “Топ-100 клипов за всю историю” и предложил ребятам периодически отвлекаться от х/ф в сторону короткого метра. Идея была воспринята с энтузиазмом, заходов за десять мы всё пересмотрели. Наверное, месяца на два затянулось это дело. Конечно, у нас тогда не было достаточных знаний, чтобы понимать, чем примечателен тот или иной клип, но мы делились мыслями и приходили к какому-то общему знаменателю. Все клипы были серьёзными, драматичными, но один жёстко выделялся из общей массы. Конечно, это был ‘Sabotage’. Невообразимо смешной и беспредельно несерьёзный, никак не вписывающийся в формат топа. Тогда я этого ещё сам не понимал, но именно так произошло моё знакомство с Beastie Boys. За последующие годы они часто попадались мне на всяких компилах и сборниках (в том числе и с клипами), но на дискографию я пока только посматриваю. Группы больше нет, поэтому нужно просто выбрать день. Однако того, что мне о них уже известно, достаточно для признания в любви.
На первых секундах фильма говорится о том, что 4 мая 2012-го года Адам Яух ушёл из жизни. То есть на момент съёмок со дня его смерти прошло больше семи лет. Тем не менее, у группы не было хорошей возможности как следует с ним публично проститься: наспех собранный Hot Sauce Committee Part Two стал последним крупным релизом, турне в поддержку альбома не было, потому и не было ни песен, посвящённых MCA (прозвище Яуха), ни клипов, ни трогательных концертов в его честь. Была лишь книга под названием Beastie Boys Book, но кто в наши годы читает книги? Именно поэтому режиссёр (и сценарист) Спайк Джонс сразу расставляет приоритеты. ‘Beastie Boys Story’ – это не только рассказ о создании и возвышении главной хип-хоп группы, состоящей из людей с белым цветом кожи, но и момент полноценного прощания с Адамом. Он был намного большим, чем просто 1/3 коллектива.
Стоит напомнить, что режиссером того самого клипа ‘Sabotage’, который, по признанию членов группы, стал одним из поворотных моментов в их карьере, был именно Спайк Джонс. Неудивительно, что люди с фамилиями Яух и Хоровиц нашли общий язык с человеком по фамилии Шпигель. Вообще, творческий тандем Спайка и BB образовался ещё в 1993 году, когда клипмейкер только начинал свою карьеру, а первой совместной работой было видео на ‘Time for Livin’’. Всего он снял для группы пять клипов. Сейчас у Джонса продолжается перерыв, если говорить о полнометражных х/ф (“Она” был аж 7 лет назад), поэтому ничего не препятствовало поработать вместе снова. Как ни крути, Яух был и его хорошим другом. Но экстравагантный режиссёр нашёл как проявить себя и в документальном жанре. ‘Beastie Boys Story’ совмещает в себе жанры документалистики и… стенд-апа. Пока сам Джонс, сидя в кабинке, переключает слайды и короткие видео (они выводятся на большой экран позади сцены), а также понемножку ди-джеит, два члена группы стоят на сцене и с огромной долей юмора вспоминают бывалые деньки перед публикой из нескольких сотен человек. Получается документалка, снятая с одного дубля, как и любой стенд-ап концерт. Не уверен, что такую идею можно назвать новаторской, но вряд ли она когда-то раньше использовалась в фильмах, посвящённых музыкантам. Конечно, в плане съёмки здесь нет ничего оригинального, а при переключении слайдов и джинглов порой возникают проблемы (хотя Хоровиц клянётся: они репетировали), но технические неполадки даже придают фильму некоторый шарм неуклюжести. Такой же был свойственен самим Beastie Boys.
В оценивании стенд-апа я не силён, но очевидно, что Майк и Адам с большой любовью и скрупулёзностью вспоминают все важные точки их творческой карьеры... да и жизни тоже. У некоторых людей они просят прощения, а иногда даже выдают соло-монологи, не стесняясь собственных слёз. Много рассказов о создании культовых альбомов, о съёмке клипов и прочем, о чисто техническом процессе. Было очень необычно видеть резвящегося и кричащего Рика Рубина, какой же он отбитый был в восьмидесятых, слов нет. Несмотря на то что по сценарию постоянно упоминается Яух, ближе к развязке есть полноценный эпизод-прощание, ради которого, как кажется, всё это и затевалось. Красиво, трогательно, здорово. По истечению двух часов создаётся впечатление, что фильм о Beastie Boys должен был быть именно таким: смешным, сумасбродным и очень личным. Едва ли его стоит смотреть людям, которых культ группы даже не задел по касательной. А вот как стартовый кирпичик к знакомству – неплохо.
Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия
Добавить комментарий