Легко понять тех, кого этот фильм раздражает. В нём действительно очень много всего, что может вызвать негативную реакцию. Даррен Аронофски взял простенькую фабулу и нанизал на неё несколько десятков смысловых слоёв из-за чего фильм кажется мешаниной из наслаивающихся друг на друга идей. Ближе к финалу мне стало казаться, что я смотрю неудачный фильм польского режиссёра Анджея Жулавского. Безумие, истерики, преследующая хаотичных персонажей камера, метафоричность и аллегоричность, возведённая до излишнего абсолюта. И вообще, финальная треть достигает такого градуса эмоциональной неуравновешенности, что почти полностью уничтожает все зачатки неглупого в большей части повествования.
А ведь сам замысел картины "мать!" интересен. С одной стороны - это бытовая история о семейной паре, в которой патриархальный муж не считается с желаниями своей жены, а зритель видит её страдания в этом маскулинном мире. При этом, именно она является хранителем семейного очага. С другой - это история Художника, страдающего "звёздной болезнью", и его эго только вредит всем. Как его близким, так поклонникам, так и ненавистникам, которые, конечно же, появились.
Но очевидно, что основной упор режиссёра идёт на две других трактовки, которые пересекаются друг с другом: религиозная и экологическая. Конечно же, это история от сотворения мира до смерти Христа (плюс немного дальше), рассказанная через иногда занятные, а иногда смешные метфоры и гиперболы. Чего только стоит "потоп", который вызвали гости на поминках, отказывающиеся встать с раковины, когда хозяйка их предупреждала, что она не закреплена и на ней сидеть нельзя. И вообще, как только Аронофски доходит до "Вавилонского столпотворения" в мире фильма начинается такой гвалт и сумасшествие, что устаешь следить за тем, что же тут пытаются изобразить.
Но Аронофски не просто пересказывает библейские истории в весьма своеобразном ключе, но и добавляет сюда элемент личной критики. Он вводит в фильм персонаж, отсутвсующий в этих писаниях. Речь, конечно, о той, кто в титрах указан просто "она" (именно с маленькой буквы).Она же вынесена в заголовок "мать!". Условно говоря, если был Он - Творец, то где же Она - Мать? почему вся авраамическая культура зациклилась на патриархальности и забыла о существовании тех, кто собственно и порождает творения. Именно Она в фильме становится той, кто строит дом по Его чертежам, Она даёт вдохновение, Она становится матерью его сыну. И конечно же, эко-активист Аронофски не забыл провести параллель с тем, что заглавная героиня, помимо прочих регалий, еще и Мать-Природа, которую люди изводят наплевательским отношением к дому, который она построила.
Интересно, что люди в фильме изображены почти всегда гиперболизированными фанатами её мужа. Но их не в чем винить. Их жизнь и так тяжела и полна проблем, а её муж - Поэт, своими стихами придал смысл жизни. А они возвели его в религию, которая есть "сердце бессердечного мира", как когда-то написал Карл Маркс.
Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия
Добавить комментарий