О дивный, цифровой мир
Скептически относясь к Алексу Гарленду, стоит сказать, что режиссёрский дебют известного сценариста и писателя, оказался интересен. Пусть к финалу автор и не смог придумать ничего особенного, но есть в этом фильме неглупые идеи. Наверняка, московско-питерская критика швыряла словами, вроде “гуманизм” или “человечность”, но это так же пошло, как последний фильм Паоло Соррентино. Хотя немудрено сбиться в нечто высокопарное, ведь “Из машины”, несмотря на то, что прежде сценарии Гарленда находили реализацию только в фильмах Дэнни Бойла и в видеоиграх, пытается быть созерцательно-неспешным. Но это не модный “хипстерский”, пост-модернистский закос под Кубрика, а нечто в духе “Соляриса” Андрея Тарковского. Замкнутое пространство, диалоги учёных, двойник человека между ними, классическая музыка в электронной обработке, беспристрастный взгляд откуда-то сверху. Но название отбрасывает слово “бог”. Собственно, люди и предстают богами, творящими по образу своему и подобию новых существ на потребу своим запросам: производственным, развлекательным или же просто из тщеславия. Но даже лишив их всего человеческого, полностью раскрыв всю хардверную и софтверную подноготную, человечество будет не способно заметить подмену. Ведь тест Тьюринга доказал, что этот искусственный объект наделён разумом и сознанием.
Многие фантасты обращались к тематике того, что роботы могут стать новыми людьми, но далеко не все сходились во мнении, что они будут дружелюбны к устаревшему виду, который создал их, как низшую касту.
Интересен приём с помощью которого режиссёр обращается к цифровым камерам. Большая часть фильма снята на аналоговый формат: 35-миллиметровую плёнку, изображение на которой есть результат химической реакции. Но ближе к финалу зритель видит мир глазами Эйвы. Тот же оператор, те же цвета. Но что-то не так. Этот бесчувственный мир, заснятый цифровым объективом, лишён “живости”, это лёгкого шевеления плёночных зёрен. Стерильная пустота. Но человек, в лице персонажа Донала Глисона до последнего отказывается верить в то, что эта разница есть. Всепоглощающая вера в прогресс и гуманизм затуманивает рассудок. Там где ИИ подвержен исключительно рациональной оценке ситуации, герой впадает в иррациональное состояние. Он видит отражение в зеркале и принимает его за самого себя. Но расчет на то, что технология, какой бы продвинутой она не была, сможет избавить его от одиночества провалилась. Цифровой мир – это всего лишь новый этап человеческой отчужденности.
http://proletkult.net/2015/12/23/ex-machina-2014/
Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия
Добавить комментарий