Конец 19-го века. В губернском городе N происходит серия загадочных убийств. На место преступления приезжает столичный следователь Горемыкин. Поиски убийц приводят его к неожиданному выводу — в городе создан революционный кружок, в котором состоят два молодых человека, недавно вернувшиеся из Швейцарии.
Голоса | Проценты | Рейтинг |
---|---|---|
0 | 10 | |
0 | 9 | |
0 | 8 | |
0 | 7 | |
0 | 6 | |
0 | 5 | |
2 | 100 % | 4 |
0 | 3 | |
0 | 2 | |
0 | 1 |
Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия
Упоминать о сюжете мне даже как-то неудобно. Если вы не знаете книгу, полагаю, вам не стоит утруждать себя и чтением моего отзыва. Перейдём сразу к делу. Ни для кого не секрет, что «Бесов» уложить в формат полнометражного фильма – задача не из лёгких. Должно быть, именно поэтому проект протащили на «Россию» как мини-сериал. Четыре часа – достойный хронометраж, но, вероятно, недостаточный для такой многослойной вещи. Лучший формат «Бесов», с которым мне приходилось сталкиваться – это, безусловно, постановка Льва Додина в Малом Драматическом Театре продолжительностью почти в девять часов, с учётом двух часовых антрактов. Это даёт возможность зрителю погрузиться в мир, созданный Достоевским (и, справедливости ради, Додиным, крупнейшим театральным режиссёром современной России). Опыт, надо сказать, уникальный. Продюсеры телеканала «Россия» тоже решили устроить марафон. Забавно, что в вечернем эфире вторая и третья серия были разделены «Вестями недели», а после четвёртой зрителей уже ждал Соловьёв со своей авторской программой. Думаю, не нужно объяснять, что «Бесы» - это рядовой плохой телефильм. Однако, очевидно, что подавляющее большинство воспринимают его в контексте творчества великого русского писателя, невольно сравнивая экранизацию с оригиналом. Тут стоит заметить, что в мини-сериале Хотиненко акценты расставлены иначе. Интерпретируя «Бесов», как некую критику «вольнодумцев», режиссёр даже доходит до того, что заставляет Антона Шагина в роли Верховенского временами хитро ухмыляться точь-в-точь как Навальный. Показ, что забавно, был назначен на день выборов президента Украины. Сериал просто выполняет свою агитационную функцию. Стоит ли от него многого ожидать? Хотиненко пока не в состоянии тягаться с Рифеншталь. Может, оно и к лучшему.
На самом деле, агитационной сущностью проекта объясняются некоторые странности. Во-первых, Достоевский здесь упрощён до уровня зрителя телеканала «Россия». Полный отказ от какой-либо изобретательности, эстетства, психологической глубины. Оставлены только «плохие революционеры». Во-вторых, фатальная и мощнейшая фигура Ставрогина здесь низведена до уровня картонного балбеса. Один из самых потрясающих в истории литературы персонажей, находящийся в пограничном состоянии, просто теряется в концепции Хотиненко. Ему здесь нет места, режиссёр не знает, что с этим балластом делать. В-третьих, возникает следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий), отсутствующий в оригинале. Нужен он для создания некоего противовеса многообразию отрицательных персонажей. В отличие от психологической глыбы Фёдора Михайловича, содержащей в себе тысячи оттенков серого, морально-нравственный мир телевизионных «Бесов» отдаёт бинарностью. Создатели сериала просто не могли обойтись без горемыковских костылей.
Про Хотиненко нельзя сказать, что он «периодически скатывается в пошлость». Он на протяжении всего сериала сидит в луже. Редкие эпизоды кинематографичны. В чём, впрочем, нет его заслуги. Актёрский ансамбль ужасно неровный. Парад посредственностей возглавляет мешковатый и лишённый всякой харизмы Ставрогин (Максим Матвеев). Женские персонажи, в лучшем случае, безлики. Иногда провальны, как в случае с Лебядкиной (Мария Шалаева). При этом в фильме есть совершенно потрясающий Лебядкин (Борис Каморзин). Удачны и некоторые другие роли второго плана: Эркель (Вячеслав Чепурченко), губернатор (Александр Галибин), даже эпизодический образ Федьки (Олег Васильков) заслуживает уважения. Ну, и отдельным пунктиком хотелось бы выделить Антона Шагина, играющего Верховенского. На экране я его больше нигде не видел, но в «Литургии ZERO» (спектакль Александринского театра в постановке Фокина) он был чудесен. Кажется, у молодого человека есть неплохой потенциал. В целом же, актёрская игра в «Бесах» часто граничит с клоунадой. Без пяти минут авангард! Всё нарочито упрощено, гипертрофировано, но некоторые эпизоды, прежде всего, с участием Шагина, можно даже назвать удачными. Стоит ли ради этого тратить четыре часа своего времени?
Очень жаль, но двух мнений здесь быть не может: проект Хотиненко можно считать провалившимся. Глупая трёхгрошовая подделка, имеющая нулевую ценность, созданная в угоду политической актуальности. Почитатели творчества великого русского писателя в такой жвачке не нуждаются, а те, кто по той или иной причине, никогда «Бесов» не читал, могут по ошибке посчитать первоисточник поверхностной и запутанной белибердой.