12 Years a Slave

12 лет рабства

12 Years a Slave
0
64%
Average Rating: 6.36
Total Ratings: 31 vote
Fresh: 20 Rotten: 11
Год: 
2013
Премьера: 
30/08/2013
Страна: 
США
Режиссер: 
Стив МакКуин
Сценарий: 
Джон Ридли, Соломон Нортап
Продюсер: 
Деде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер
Оператор: 
Шон Боббитт
Композитор: 
Ханс Циммер
Художник: 
Адам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис
Монтаж: 
Джо Уокер
Жанр: 
Биография
Драма
История
Время: 
133 мин.
В главных ролях: 
Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Люпита Нионго, Сара Полсон, Брэд Питт, Элфри Вудард, Куавенжаней Уоллис

Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в Нью-Йорке, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.

Blue Swan 2013 - Победа (1)
Лучший актер второго плана (Майкл Фассбендер)
Blue Swan 2013 - Номинация (4)
Лучший фильм
Лучший адаптированный сценарий (Джон Ридли, Соломон Нортап)
Лучшее художественное оформление ( Адам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис)
Лучший актерский ансамбль
Oscar 2013 - Победа (1)
Лучший фильм

Рейтинг фильмов 2013 года #61

Общий рейтинг фильмов #614

ГолосаПроцентыРейтинг
010
1 3.2 % 9
8 25.8 % 8
5 16.1 % 7
6 19.4 % 6
9 29 % 5
2 6.5 % 4
03
02
01

Критика фильма - отзывы, комментарии

1
6
24/04/2018 - 13:34
Фассбендер снова на высоте. Хотелось бы увидеть историю рабовладельца на протяжении рабства, такого же сурового как и персонаж Майкла. Надеюсь вскоре сделают что-то подобное.
Фильм очень и очень антирасистский, это немного напрягает. Да это и не правильно, как по мне.
Б. Питт специально отрастил волосы, что-бы быть подобием Иисуса, праведником среди заблудших овец?
2
5
23/02/2018 - 09:56
Скучный фильм. Причем, это можно сказать и про повествование, и про раскрытие проблематики. Отличные костюмы и декорации, крепкая режиссура и шикарный Фассбендер. К сожалению, его персонаж – единственный интересный и действительно хорошо прописанный.
4
5
12/05/2016 - 22:41
Только сейчас заметил, что не поставил оценку здесь. Наиглавнейшая проблема фильма в том, что мне персонажи Фассбендера и Полсон блили гораздо более интересны и в какой-то мере даже симпатичны, чем Нортап и рабыня, которым я, по замыслу режиссера, должен сильно сопереживать. В некоторых сценах МакКуин прямо кричит: "Вот! Нате вам, сопереживайте". Только вместо сопереживания у меня получалось раздражение или безразличие.
МакКуин достаточно самобытный и умелый режиссер, которому определенно есть, что сказать, но тут у него все получилось из рук вон плохо. Может ему было сложно перестроиться из своего привычного камерного формата в эпическое кино с большим ансамблем, или это тлетворное влияние продюсера - Питта на него так повлияло. Очень много ошибок именно в работе с кастом. Ансамбль не сложился и распался на отдельные эпизоды. Эджиофор совершенно деревянный и не может удержать на себе кадр, Дано и Джаматти в двадцать пятый раз одно и то же. Нионго была ничего ровно до сцены с мылом, то есть ничего особенного, но вот сцену с мылом нужно студентам показывать в качестве примера эталонного переигрывания. Поэтому и вышло так, что Фасс с Полсон играют лучше всех и персонажи получились сочные и многомерные.
Из технического я могу придраться только к монтажу. Совершенно нет ощущения этих двенадцати лет. Кажется, что прошло максимум года три. В остальном все на высшем уровне. Боббитт божит в каждом кадре, декорации отличные, эпоху воссоздали.
В итоге получилась такая, красивая и скучная поделка для получения болванов. Мингелла в свое время делал такое кино, но получалось у него значительно лучше.
5
6
20/07/2015 - 10:49
6
6
19/03/2015 - 12:43
Некоторые сцены исключительно хороши, но в остальном ничего нового о том, что "рабство это плохо, пнятненько?" тут нет. Не пугает, не бьет по мозгам, оставляя в равнодушии. Хотя снято хорошо.
7
8
25/01/2015 - 16:48
IMDB-шные 8,5, 97 томатных процентов и при этом главный ЗГ и номинация на главный Оскар — такой урожай дорогого стоит. Обычно мне тяжело критиковать такое кино, а зачастую попросту не за что. В данном случае — второй вариант. Я не знаком с предыдущими работами Стива МакКуина, поэтому о претензиях «да он продался, голливудщина» и т. д и т. п. мне сказать нечего. Я рассматривал этот фильм как нечто, к чему режиссёр шёл всю свою сознательную жизнь; как то, в чём он пытался отразить боль и горе огромного поколения людей, некоторые из которых были даже его родственниками. Примерно такое же отношения у меня к советским фильмам о войне. Рабство, как и война, это ужасное явление, и посредством ознакомления с подобными фильмами я понимаю это всё лучше и лучше. Такое кино не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда — оно остаётся в умах на века. Работа, которую провёл МакКуин, колоссальна, и если бы не столь жёсткая конкуренция в этом году, все кинематографические награды уже бы были его. Помогал Стиву в воссоздании жуткой атмосферы человек по имени Чиветель Эджиофор, и на его работе также надо остановиться подробней.

Не секрет, что драма — один из самых «актёрских» жанров, и абы кого в неё играть не возьмут. На плечи Чивителя в этом фильме взгромоздилась колоссальная нагрузка, потому что его лицо мелькает в кадре более 90 процентов от полного объёма фильма. Были бы все 100, если бы не уделение режиссёром внимания на показ местности и некоторым операторским ходам. В уме всплывает только одна сцена без Чивителя — в ней его новый хозяин обсуждает с женой, опять же, рабов. Ну а в остальном — либо Соломон Нортап (имя героя Эджиофора) грустит в одиночестве, либо в компании, либо работает на поле, либо терпит побои и издевательства. Есть моменты, в которых он играет на любимом музыкальном инструменте, но даже тогда его глаза полны грусти и печали. Американец нигерийского происхождения сыграл в этом фильме на уровне выдающемся, выдав настоящий Шедевр в мире актёрского мастерства. На его беду, Мэтт МакКонахи тоже не Ваньку валял, и видимо оставит Чивителя без главной кинематографической награды. Однако теперь всем ясно, какого уровня актёр Эджиофор, и все самые главные награды у него ещё впереди.

При том, что Нортап — наиглавнейший персонаж фильма, картина буквально напичкана великолепными персонажами второго плана. Я был бы не против посмотреть о каждом из них отдельный фильм, так сказать своего рода «спин-офф». Голливудская дебютантка Лупита Нионго впечатлила больше всех — дебютанты так не играют. МакКуин достоин похвалы ещё и за то, что открыл миру новую замечательную драматическую актрису. Ну и Фассбендер, в этом фильме он просто глыба. От него я всегда ожидаю только лучшей игры, и при этом он всё рано не перестаёт меня удивлять.

Подводя итог, скажу, что не зачту этот фильм в число любимых, но это только из-за того, что он снят на не самую любимую мной тематику. При этом однозначно признаю, что кино выдающееся и заслуживает наград, уже полученных и будущих. Молодцы.
9
5
30/10/2014 - 01:14
Очень скучное кино...
10
9
29/10/2014 - 22:49
Пересмотр в кинотеатре убедил меня в том, что это действительно большое кино. И, может быть, действительно for ages. Ни в коем случае не прогиб и не работа под болванов - скорее стилизация под классическую литературу и попытка в этой форме показать трагедию своего народа. Действительно физически ощутимую.
11
5
17/09/2014 - 22:33
Настоящий, увесистый, костюмный оцкаровский подарок черному президенту.
Сюжета нет, из актеров в основном Фаська, ну да изуверов ему исполнить одной левой.
13
7
29/03/2014 - 20:34
14
8
25/03/2014 - 12:45
Новый фильм Стива МакКуина ожидаемо оказался местами излишне простым, местами интересным в идейном плане и отлично сделанным. Историю Соломона Нортапа, который был похищен и провел 12 лет в рабстве на американском юге, легко обвинить в банальности и чрезмерной политкорректности. Этот фильм не откроет более или менее образованному зрителю ничего нового, обличая пороки рабовладельческого строя и раскрывая тему непоколебимой веры в собственное спасение и человеческое достоинство.

Но есть и интересные моменты в плане идей. Например, когда главный герой поет песню на похоронах и словно вливается в местное негроидное общество, неспособное к сопротивлению. Или когда Фассбендер прикрывается капиталом и Библией в вопросе рабства (это о политкорректности). Поимио этого, создатели фильма сделали простую и трогательную историю про разные стороны человека и выживание на грани жизни и смерти, когда человек все равно остается человеком.

"12 лет рабства" - лента в стиле лучших фильмов Стивена Спилберга ("Список Шиндлера", "Спасти рядового Райана"), когда не самый сложный сюжет сочетается с великолепной формой. Трудно не оценить отличную режиссуру Стива МакКуина, работу оператора Шона Боббитта по воссозданию американского атмосферы юга XIX века, пронзительный саундтрек во главе с "Roll Jordan Roll" и блестящий актерский состав, где Майкл Фассбендер в роли плантатора и религиозного фанатика, пожалуй, лучше всех. И только финальные кадры немного портят мощное впечатление от увиденного.
15
7
03/03/2014 - 16:10
16
7
27/02/2014 - 23:24
Неожиданно понравилось. Самая мейнстримная картина МакКуина, но высочайшее качество ее постановки и эпический размах вызывают восхищение. Виртуозно играют актеры. Я бы даже сказал по театральному. Великолепен Фассбендер. Этот безумный огонь в его глазах. Восторг! Тема рабства в фильме преподнесена далеко не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. "Я же купил ее. Это моя собственность" (c) Улыбнуло появление продюсера Питта в лице необычайного чуда (еще и плотника) свалившегося на главного героя. Вообще в фильме множество незабываемых моментов.
17
8
22/02/2014 - 21:21
19
8
28/01/2014 - 00:38
Качественная, добротная и сильная драма о праве человека на свободу и цену которую за неё платишь...
Хорошая и впечатляющая режиссура, интересный и реалистичный сценарий, достойная операторка, эмоциональная и жёсткая атмосфера, актёрские работы тоже практически все на высоте и без особых претензий.
Лупита, кстати, молодец, на Болвана наиграла. Тем более если учесть что это фактически дебютник...
20
7
26/01/2014 - 19:00
Кино понравилось. История, конечно, "подоскаровская", но при этом житейски-затейливая, местами трагичная. Снято и сыграно добротно. Из актёров особо отмечу Пола Дано - запоминающийся второй план.
22
5
21/01/2014 - 21:31
Свободного семейного негра под красивым предлогом работы похищают и сдают в рабство на 12 лет. Этот фильм в данным момент является главным фаворитом оскаровской гонки и, на мой взгляд, получит главный Оскар.
Вполне приличная и крепкая режиссура, которая, как и в первом фильме Стива МакКуина "Голод", иногда изобилует излишними спекуляциями жестокости, но, тем не менее, лично мне видна общая картина и задумка автора, где исходя из происходящего читается то.... что нам, дуракам-зрителям, за последние полчаса вдалбливают в головы прямым текстом. Можно совершенно по-разному относиться к теме рабства, расизма, чувства вины и т.д... Но они уже задолбали.
23
5
20/01/2014 - 18:09
24
5
20/01/2014 - 14:54
Штамповка под болванчик
25
5
14/01/2014 - 23:43
МакКуин хороший режиссер, и прежние полнометражные работы в полной мере это доказывали. И в последней своей ленте есть проблески его таланта: присутствует пара хороших мизансцен (хотя, конечно, в стиле фильма, что особых плюсиков ему не добавляет), и когда нет никакого действия. Во втором случае красиво, эстетично.. Но таких моментов не много, а стоит начаться действию, как оно превращается либо в иногда доходящее до тошнотворности манипулицию, либо в обычный порожняк. За подачу материала тут можно поставить только неуд. Одни сплошные стереотипы, порой доходящие до смехотворых, а вся драматичность кроится в примитивных способах вызвать жалость к несправедливо заточенному в рабство главного героя.
И почему он пробыл рабом именно 12 лет? По тому, что показали вообще максимум пару лет, но, видимо, такая цифра придаст еще большую драматичность и большый патриотизм к справедливости.
К сожалению, МакКуин уподобился Аффлеку, оба фильма одного поля ягода. Но зато, конечно, получит своего Оскара.
26
7
14/01/2014 - 18:43
Хорошая работа, которой, на мой взгляд, слегка не хватает экспрессии на уровне содержания/озвученных мыслей. Не могу окончательно понять, то ли это задумка у режиссера была такая (закос под классику), то ли он где-то что-то не дотянул. Технически очень круто сделано, по актерке тоже без вопросов (но и без откровений).
27
8
25/12/2013 - 01:25
28
6
17/12/2013 - 15:42
Талантливо снятое, но за исключением нескольких сильных, можно сказать мощных сцен с участием Чевитела Эджиофора, показавшего невиданный доселе актёрский стержень, кино довольно неровное и нет-нет, да проваливается в категорию видеоинсталляций на политическую тему, при этом лишённых жизни и нерва. В итоге создаётся парадоксальное впечатление лоскутного одеяла, когда режиссёр мечется между привычным для себя фестивальным артхаусом и голливудским кино, которому продюсеры уже почти выбили все "Оскары" на ближайшем вручении этого приза.
А ведь история из тех, где нельзя остаться безразличными. Ведь история свободного человека, ставшего рабом, в теории легко могла быть перенесена и в наши дни, когда свобода мнимая, рано или поздно проходит проверку истинной неволей. Но Маккуину это удаётся. Уж от чёрного режиссёра я не ожидал, такого отношения к собственным собратьям, пережившем такой жестокий период истории. Да и в попытке обличить рабство Маккуин берёт и обходит такую важную тему, как расизм, как второстепенную и вообще якобы не актуальную! Можно сказать, что рабство здесь рассматривается вполне конкретное американское, а истоки его он видит в несовершенстве законов, которые его разрешали. Но ведь законы не пишутся от балды, а имеют вполне твёрдую почву под собой. Можно сказать, что "12 лет рабства" - это всё равно, что фильм о Холокосте с точки зрения нехватки дешёвой рабочей силы для Третьего Рейха. И исследование психологии раба уже не так важно, при таком попустительстве в авторском взгляде.
Может показаться после таких слов, что фильм плох, но это не так. Даже несмотря на все недочёты, когда британский режиссёр отказался пройтись по острому лезвию кино о расовой нетерпимости, с которого легко соскользнуть и убиться, предпочтя более прямолинейный путь, но главное безопасный, благодаря отличным актёрским работам, где кроме уже упомянутого Эджиофора, стоит упомянуть вечно пьяного плантатора в исполнении Майкла Фассбендера и рабыни в исполнении Люпиты Ньонго, а так же отдельными сценами, которые потрясают своей натуралистичной атмосферой ужаса рабского положения человека без прав и свобод, это всё же кино.
29
8
14/12/2013 - 16:40
Вероятно, один из победителей Оскара-2014. Кино не без недостатков, не без огрехов, но ближе к финалу набирающее колоссальную высоту, эмоциональность.
Замечательная игра Майкла Фассбендера в роли вечно пьяного рабовладельца еще раз убедила меня в том, что сегодня он лучший актер своего поколения в Голливуде.
Ну и да, оказывается фраза "как негр на плантации" имеет действиельно зловещий смысл!
30
5
13/12/2013 - 16:27
Путь Стива МакКуина к своему первому полнометражному фильму был долог. Он 15 лет ограничивался коротким метром, но после выхода «Голода» на него обратили внимание. Конечно, о серьёзных сборах говорить не приходилось (150 тысяч зрителей в Британии и 50 тысяч во Франции), но награда за режиссёрский дебют в Каннах – это отличный старт. Именно у МакКуина впервые заблистал Майкл Фассбендер, ставший к выходу второго фильма британского режиссёра «Стыд», где он снова сыграл в главной роли, одним из самых востребованных актёров. «Стыду», кстати, есть чем похвастаться: приз за лучшую мужскую роль в Венеции, более полумиллиона зрителей в США, почти столько же во Франции, около 300 тысяч – в Британии. Со своим третьим фильмом британец замахнулся на «Оскар». Его «12 Years a Slave» возглавил множество списков лучших фильмов года среди американских критиков.

Давайте попробуем разобраться в том, что может привлечь академиков в новом фильме МакКуина. Начать следует, пожалуй, с сюжета. В 1841 году, то есть за 24 года до тринадцатой поправки, запрещающей рабство, свободного и образованного негра Соломона Нортапа (Чиветель Эджиофор) похищают торговцы людьми. Семья и музицирование на скрипке остались в прошлом. Теперь он Плэтт – обычный ниггер, место которого на плантации. Надо сказать, Плэтту сначала везет, и он попадает к весьма либеральному рабовладельцу Уильяму Форду (Бенедикт Камбербэтч), но конфликт с белым плотником Джоном Тибитсом (Пол Дано) заканчивается продажей своенравного раба Эдвину Эппсу (Майкл Фассбендер) – отмороженному плантатору. Собственно говоря, сюжет достаточно условный, каких-то крутых поворотов, захватывающего действия и неожиданного развития событий здесь ждать не стоит. Вообще кино снято для того, чтобы продемонстрировать все круги ада, через которые пришлось пройти обычному человеку по воле случая. Герой Брэда Питт, сознательный белый, говорит Эппсу о несправедливом делении людей по цвету кожи, ведь «перед богом все равны» - таков весьма прозрачный месседж Стива МакКуина. Иными словами, перед нами очередная попытка сыграть на чувстве вины американского зрителя.

Что означает эта работа для МакКуина? Уход в коммерцию. Обратите внимание на каст. Помимо традиционного Фассбендера, тут и Питт, и Камбербэтч, и Дано. Все на своём месте, играют неплохо. За счёт звёзд и всегда актуальной в США теме режиссёр пытается выйти на американского зрителя. И на американского критика. Попробуйте-ка написать негативную рецензию на кино о несправедливо пострадавших неграх в «Нью-Йорк таймс». У меня даже Word не знает такого слова – «негр». Честно говоря, я испытываю особую слабость к политически ангажированному кино. Мне нравится смотреть на попытки режиссёров выступить в качестве агитаторов. Иногда получаются очень мощные штуки, но не в случае с чёрными. Не стоит забывать о том, что МакКуин, несмотря на свою фамилию, тоже того. Толком не могу понять, почему, когда дело доходит до негров, то нам подсовывают какую-то приторную попсовую историю? Давайте вспомним дебют британца. Для тех, кто не знает, «Голод» рассказывает о борьбе заключённых из Ирландской республиканской армии за признание за собой статуса политических. Протестуют они своеобразно: отказываются мыться, носить тюремную одежду и обмазывают какашками стены камер. Не достигнув особых успехов на этой почве, ирландцы решаются на голодовку до победного конца…и умирают. «Голод» - это резкое и жёсткое кино, это оголённый нерв. Гимн протестному самопожертвованию и критика аморальной политики. «12 лет рабства» - банальная драма со сглаженными углами, по сути всего лишь упрощённая и украшенная рюшами версия «Голода».

Узнаваем ли вообще МакКуин в «12 Years a Slave»? Безусловно. Есть пару сцен, когда мы точно можем сказать – перед нами тот самый Стив, который всласть поиздевался над Фассбендером в «Голоде». В новом фильме есть прекрасная сцена: Соломона пытаются повесить, но негодяев успевают разогнать, однако никто не помогает ему выбраться из петли, ему приходится стоять на носочках в грязи постепенно задыхаясь в ожидании хозяина. Очень удушливая сцена. Другого слова и не подберёшь. Она достаточно длинная, чтобы каждый зритель смог почувствовать себя некомфортно. Только таких эпизодов ужасно мало. МакКуин, потеряв многое из-за вынужденного упрощения киноязыка, ничего не дал массовому зрителю взамен. «12 лет рабства» - рыхлое кино с невнятным сюжетом. В фильме отдельные события друг с другом плохо связаны. Складывается ощущение, будто смотришь какой-то венгерский арт-хаус на кинофестивале в Локарно. Стоило ли к этому стремиться?

Некоторым особо удачливым и талантливым режиссёрам рано или поздно приходится делать выбор. Можно, конечно, продолжать делать «кино не для всех» и получить прокат в 95 кинотеатрах в США, но трудно бороться с искушением снять агитку, которую будут крутить в 1474 залах. «12 лет рабства» - шаг вперёд для Стива МакКуина как коммерсанта и шаг назад для Стива МакКуина как художника.
31
8
13/12/2013 - 01:55
Даже довольно далекая от меня тематика не смогла скрыть очевидные преимущества ленты: фильм поставлен настолько мощно, что не заметить это нельзя. Стив МакКуин снял куда более жестокое и мрачное действо, нежели комиксовый "Джанго" и куда более неоднозначное, чем стерильный "Линкольн". Если для Спилберга вопрос о рабстве оказался поправкой к статье конституции и проблемой будущего Америки, то для МакКуина - это глобальная, гегелевско-ницшеанская диалектика "господина и раба". Режиссер не зря смещает акцент с негритянского угнетения на экзистенциальную почву: рабом может стать любой, даже если он был ранее свободен. В дискуссии о природной/приобретенной судьбе человека/вещи и кроется главный месседж фильма.

"12 лет рабства" (12 Years a Slave) - это идеальный фильм для оскароносной гонки, поэтому я конкурентов у него не вижу вообще. Восторги западной прессы мне теперь вполне очевидны, хотя, безусловно, выбранная тематика играет тут важнейшую роль. Актерский ансамбль собран просто хай-класса: от хорошего Эджиофора в гланой роли до дьявола Фассбендера в суппорте (все-таки именно он лучший актер своего поколения). Меня Стив МакКуин убедил в том, что великолепный "Стыд" не был случайностью. Это действительно большой режиссер.

Случайные фильмы

s_novim_godom,_kolin_byosted.jpg" alt="Happy New Year, Colin Burstead (С Новым годом, Колин Бёстед), 2018" title="Happy New Year, Colin Burstead (С Новым годом, Колин Бёстед), 2018" /> Happy New Year, Colin Burstead (С Новым годом, Колин Бёстед), 2018

Бен Уитли
Нил Мэскелл, Sura Dohnke, Marvin Maskell, Nicole Nettleingham, Дун Макичен, Билл Патерсон, Хейли Сквайрс, Марк Монеро, Ричард Гловер, Судха Брухар

Rubinrot (Таймлесс. Рубиновая книга), 2013 Rubinrot (Таймлесс. Рубиновая книга), 2013

Феликс Фуксштайнер
Мария Эрих, Янис Нивёнер, Вероника Феррес, Уве Кокиш, Катарина Тальбах, Флориан Бартоломай, Лаура Берлин, Анна Бётхер, Сибулле Каноника, Юстина дель Корте

Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия InSite, Написать письмо с просьбами, пожеланиями