Хотя Джим Джармуш и сохраняет определённую марку, в какой-то степени "Лишь влюблённые остаются жить" один из худших фильмов в его карьере. Но если "Сломанные цветы" были самым попсовым и голливудским фильмом идейного борца с "голливудщиной", то новая лента, которая, как и предыдущий фильм, долго собирала средства на финансирование повсюду по копеечке, как раз отворачивает от себя своим программным антимейнстримным снобизмом, который хоть и подан со здоровой порцией иронии, всё же напоминает своих долголетних живых мертвецов, которые цепляются за всевозможный хлам, лишь бы он был создан в те времена, которые лучше чем сегодня. Что показательно, простых людей, которые проживают свою жизнь здесь и сейчас, они презрительно именуют "зомби". Конечно, можно было бы попытаться всё это свести с весьма условной по форме картиной "Пределы контроля", где так же говорилось о силе искусства и воображения, но не все вампиры прожжёные эстеты, проводящие вечность в творческих поисках, как и не все люди похожи на зомби. Если уж быть честным, то лучшие эпизоды фильма происходят, как раз при участии ещё живых, а так же той, что действительно "влюбленна" в свою бесконечную "жизнь", что неожиданно, учитывая, что прежде актриса Миа Вашиковска звёзд с неба не хватала.
Но герои, которые в глазах самого Джима Джармуша, кажутся предельно положительными, со стороны видятся самовлюблёнными наркоманами (приём крови тут может напомнить ритуал приёма героина в "Криминальном чтиве" Квентина Тарантино), погружёнными в мир капиталистического мелкобуржуазного вещизма (правда, небезосновательно надеюсь, что Джармуш тут всё же высмеял таких ретроманов, как Уэс Андерсон, нежели вскрыл самого себя), а всех их рассуждения о том, что дескать только они и умеют включать воображение, лишаются смысла, когда появляются по ходу фильма то тут, то там вполне обычные люди, которые оказывается тоже не лишены таланта. Правда всё это излишне акцентируется из-за того, что впервые со времён "Мертвеца", Джармуш решил добавить социально-политический комментарий в мир своих фильмов. Не то чтобы он плох, но довольно прямолинейные противопоставления "нефть против воды", Восток против Запада, подкреплённые кадрами опустевшего города-банкрота Детройт, обнажают общую прямолинейность "Лишь влюблённые остаются жить". Правда, вполне очевидно, что Джармуш видит прорыв из этого торжества декаданса в переменах, и не простых, а катаклизмах мирового масштаба.
Кстати, не удивительно, что финал фильма вызвал споры в нашей кинокритической среде. Ведь большинство профессиональных зрителей смотрело фильм на фестивалях на языке оригинала, но несмотря на кичливые крики о знании английского, как родного, в очередной раз выяснилось (были уже примеры массовых неверных чисто фактически рецензий о "Хозяине" ПТА или "Только Бог простит" Рефна), что всё совсем не так. А ведь именно в финале и обыгрывается поэтичный заголовок, в котором в зависимости от смотрящего, влюблённые либо умирают, либо всё равно становятся "живыми мертвецами". И неизвестно, что хуже: проживать вечную темноту ночи в поисках кусочка жизни или же исчезнуть в пустоте "после" на самом пике любви. Не зря в качестве заголовка использована строчка из стихотворения британского поэта-марксиста Джека Линдсей о том, что хорошо бы, если бы все умирали в 25 лет. Тогда бы на свете жили только юные влюблённые.
Copyright © 2012-2017, Rotten Aparts (фильм), разработка и создание сайта - Web студия
Добавить комментарий